«Реставратор Любимов»

 

 

 

Вернуться
бордюр

 

  «Чистая классика росписи требует от реставраторов

особого настроя ума и сердца,

особого умения вживаться в далеко ушедшее время,

его стиль, ритм, состояние духа».

Леонид Александрович Любимов

 

Леонид Александрович Любимов родился 30 марта 1927 года в деревне Коростелёво Некоузского района Ярославской области. Леонид Александрович с улыбкой вспоминал, что на две деревни в округе было всего три фамилии – Любимовы, Коростелёвы да Репины. Мать маленького Лёни была как раз из Репиных.

• Ныне старинная деревня Коростелёво, некогда поселение монастырских крестьян, числом душ 248, вошла – равно как и соседнее село Николо-Замошье, с его Церковью Богоявления Господня (1873 г.) – в состав районного центра Новый Некоуз.

• В 1937 году, когда над крестьянским населением нависла угроза утраты паспортов, а с ними – и личной свободы, большая семья Любимовых срочно переехала в Ленинград. Семья была многодетной: семеро детей. Было бы их и 10, но первенец умер в младенчестве, а двое самых старшеньких малышей-погодков Костя и Володя по недосмотру выбежали голышом на мороз – и их унесло воспаление лёгких.

• В Ленинграде поселились в старинном районе Пески – в коммунальной квартире на 4-й Советской, бывшей Рождественской, улице: в доме 18/9 на углу с Суворовским проспектом. Отец занимался торговлей, но дела его шли не слишком успешно.

 

▬▬▬▬

 

• Началась война.

• Иван, Николай, Василий, Борис пошли на фронт. Сестра Анастасия в начале войны оказалась в Бресте: воевала в партизанском отряде, в 1943 г. родила дочь Людмилу. После войны А.А. Любимова дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР.

• Родители большой семьи Любимовых во время войны остались в Ленинграде: они умерли в блокаду.

• Сам Лёня Любимов буквально с последней машиной был отправлен в эвакуацию, предположительно с детским домом: он успел получить там письмо от родителей, из которого следует, что сестра Екатерина в военные годы возвращалась жить в родную деревню.

• Лёня Любимов вернулся в конце войны в пустую комнату коммунальной квартиры на 4-й Советской. После победы возвратились домой старшие братья - но не все: Николай погиб на фронте. В родительской комнате на 4-й Советской поселился женившийся после войны Борис. Самый старший Иван умер через 10 лет после Победы.

 

 

▬▬▬▬

 

• Младший Лёнька, которого дома звали Чижиком, после войны жил в Бернгардовке, в доме замужней сестры Екатерины. Он с детства любил рисовать: сохранился альбом с его детскими зарисовками. В Ленинграде он сначала учился в 3-й городской гимназии, недалеко от дома. Потом – 1 год в ремесленном училище (Художественно-промышленном техникуме, будущем Училище им. Серова), на реставратора.

• В 1945 г., вместе с товарищем по ремесленному училищу Дмитрием Бучкиным, поступил в ЛВХПУ – бывшее Училище барона А.Л._Штиглица, а позже ЛВХПУ им. В.И. Мухиной – на монументальное отделение, которое готовило тогда специалистов по росписи стен и потолочных плафонов.

• Себя он всегда величал «штигличанином».

 

Леонид Любимов

 

• Вместе с ним в те годы в ЛВХПУ учились его друзья – художники Эдуард Владимирович Шрамм, Дмитрий Бучкин, Галина Сергеевна Покшишевская, скульптор-реставратор Лилия Михайловна Швецкая.

Диплом Л.А. Любимова Э.Шрамм. Хризантемы

• Окончив в 1952 году Мухинское училище, Леонид Александрович стал художником-реставратором, работал в СНРПМ: сначала в бригаде реставратора Якова Александровича Казакова, в том числе – над реставрацией Картинного зала в Екатерининском дворце г. Пушкина. Потом работал самостоятельно, возглавляя бригады живописцев.

• Его личный творческий путь в реставрации начался со сложнейшего воссоздания лаковых панно Восточного и Западного Китайских кабинетов Большого дворца в Петергофе (Петродворце). В ходе длительной и очень тщательной подготовки, множества проб и кропотливого анализа используемых материалов, для которого он даже пользовался исследовательской базой Ленинградской криминалистической лаборатории, художник-реставратор разработал уникальную технологию лаковой живописи, позже неоднократно применённую им на практике.

• За эту работу Леонид Любимов был удостоен Золотой медали Российской Академии художеств.

• Ещё одной из его творческих вершин было воссоздание полностью утраченного плафона работы художника П. Балларини в Аудиенц-зале (Статс-дамской) Большого Петергофского дворца.

 

Плафон П.Балларини

 

• Позже Леонид Александрович возглавил свою реставрационную бригаду, в состав которой входили художники-реставраторы В. Хмелевский, А. Шаповалов, С. Лукьянов, А. Шорохов, В. Литвин; также работали с ним художники из семьи Шаблыкиных.

Павловск. Библиотека Росси 2000

• Бригада реставраторов Л.А. Любимова в Библиотеке Росси.

• Слева направо: М. Васильев, В. Литвин, С. Лукьянов, Л.А. Любимов, В. Хмелевский • Павловский дворец, 2000 г.

 

• За плечами мастера – множество значимых работ по реставрации и воссозданию полностью утраченного:

Елагин дворец (1954–1961), храм Спаса-на-Крови (1997) и Таврический дворец (с 1994) в Петербурге. Также художник работал здесь во Дворце Малютки.

• А одной из первых больших «ленинградских» работ молодого реставратора – ещё в составе бригады знаменитого Я.А. Казакова – была реставрация плафона «Олимп» Иорданской лестницы Эрмитажа и написание его копии для Картинного зала Екатерининского дворца в Царском Селе (1965-1967).

Картинный зал (1967) Екатерининского дворца, павильон Зал на Острову (1995-1996) и росписи фасадов Китайской деревни (1989) в Царском Селе;

Павильон Венеры на острове Любви (1963-1965) в Гатчинском парке;

Церковь Святой Екатерины (1996) в Мурино;

Пиль-башня (1970-е) и знаменитый Розовый павильон (1988-1996) в Павловском парке, а также библиотека Росси (2000) в Павловском дворце.

 

Л.А. Любимов в Розовом павильоне

• Л.А. Любимов в Розовом павильоне.

• Из французского издания. Конец 1980-х – 1990-е гг.

 

Л.А. Любимов

• Л.А. Любимов в Павловском дворце • Конец 1980-х – 1990-е гг.

 

• В Петродворце художник-реставратор работал особенно много, в разные годы восстанавливая росписи Монплезира (2000) и его Екатерининского корпуса (1970–1980-е), павильонов-птичников «Вольер» (1959–1960), Готической капеллы (1998).

 

Западный Вольер: Н.В.Перцев, Л.А.Любимов, А.Э.Гессен

• У западного павильона-птичника «Вольер» в Нижнем парке Петродворца.

• Слева направо: художники-реставраторы Н.В. Перцев и Л.А. Любимов; архитектор-реставратор А.Э. Гессен.1950-е гг.

 

• Следует отдельно перечислить и залы Большого Петергофского дворца, над воссозданием которых потрудилась рука мастера:

Куропаточная гостиная (1964).

Танцевальный зал (воссоздание 12 из 16 тондо Д. Валериани 1965),

Китайские кабинеты: Восточный и Западный (воссоздание 1965-1970),

Чесменский зал (реставрация картин Я.Ф. Хаккерта),

Аудиенц-зал (воссоздание утраченного плафона П. Балларини 1977-1978),

Парадная лестница (воссоздание росписи стен и плафона 1978–1981),

Голубая гостиная (воссоздание росписи падуги 1980)

 

Работа. Плафон Аудиенц-зала

• В. Никифоров, А. Солдатов, Л. Любимов за воссозданием утраченного плафона П. Балларини «Встреча Ринальдо и Армиды» для Аудиенц-зала Большого Петергофского дворца. 1977 г. • Фото из публикации

 

• К серии значимых работ художников-реставраторов бригады, возглавляемой Л.А. Любимовым, стоит также отнести росписи помещений Сенатского дворца в московском Кремле и реставрацию росписей ряда комнат Таврического дворца в Петербурге.

Л.А. Любимов в Кремле

• Леонид Александрович Любимов • Москва, Кремль, 1995 г.

 

▬▬▬▬

 

• Первая жена Леонида Александровича – Ольга Сергеевна Суморина – происходила из актёрской семьи: её отец Сергей Ильич Стрепет-Суморин и мать Анисья Николаевна Ноздрина (на сцене – и Маскитина, и Стрепет-Суморина) играли в Передвижном театре П.П. Гайдебурова.

• В студенческие годы и сама Ольга Сергеевна была актрисой знаменитого театра-студии Ленинградского Университета под руководством легендарной Евгении Владимировны Карповой: подруги Ольгиной матери и её коллеги по сцене Передвижного театра. Под руководством Е.В. Карповой студенты поставили гоголевского «Ревизора» – с юным Игорем Горбачёвым в главной роли: эта роль сделала его известным.

• Ольга Суморина сыграла в студенческом театре немало ролей, в том числе – Полину в «Доходном месте» А.Н. Островского, где её партнёром также был Игорь Горбачёв, Марианну в сценах из мольеровского «Тартюфа» – и другие.

 

Ольга Суморина: Полина. Игорь Горбачёв: Жадов 1940-е

• Студенты Ольга Суморина (Полина) и Игорь Горбачёв (Жадов) в «Доходном месте» А.Н. Островского • Ленинград, Театр-студия ЛГУ

• Постановка Е.В. Карповой, конец 1940-х гг.

 

• А с Павлом Павловичем Гайдебуровым Ольга Сергеевна общалась и после смерти своих родителей. Её сын Никита вспоминает из раннего детства летнюю поездку на пароходике в Усть-Нарву с П.П. Гайдебуровым, Е.В. Карповой и их товарищами из театрального круга. Шёл 1959 г., и Надежды Фёдоровны Скарской, жены Гайдебурова, уже целый год не было на свете. Любимовы тогда снимали дачу в Пениках, за Ораниенбаумом: оттуда и двинулись с гостями в это маленькое путешествие. Светило солнце, малыши Никита и Алёна собирали на берегу кусочки янтаря и цветной стеклярус, неизвестно откуда принесённый волной.

• А в следующем году не стало и самого Павла Павловича...

 

П.П.Гайдебуров Усть-Нарва 1959

• Павел Павлович Гайдебуров во время коллективной поездки в Усть-Нарву.

• Усть-Нарва, 1959 г.

 

• Но вернёмся к семье Любимовых.

• Окончив учёбу на факультете Истории Искусств, Ольга Сергеевна работала в архиве Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры (ГИОП), недолго преподавала. Ольга Сергеевна Любимова много помогала мужу: перед началом каждого – не важно, большого или малого реставрационного проекта – она разыскивала необходимые для работы исторические материалы. Но при полной занятости мужа, каждый день уезжавшего на работу ранним утром и возвращавшимся поздним вечером, совмещать воспитание детей, Никиты и Алёны, с работой ей стало сложно – и Ольга Сергеевна посвятила себя семье. Дети художника рано освоили небольшие хитрости реставрационной работы – и тоже помогали отцу, прорисовывая или нанося через шаблоны мелкие детали оформления: например, при подготовке картонов для воссоздания Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца.

 

Жена и дети Любимовы

• Ольга Сергеевна Любимова с детьми Алёной и Никитой. 1965 г.

 

• В семье все любили петь, и пением под семиструнную гитару, на которой прекрасно играл Леонид Александрович, обязательно сопровождались все домашние застолья.

 

Борис, Никита и Леонид Любимовы 1980-е

• На домашнем застолье в квартире Л.А. Любимова на 8-й Советской улице.

• Любимовы, слева направо: старший брат Борис Александрович, сын Никита Леонидович и поющий Леонид Александрович. Начало 1980-х гг.

 

• Ольга Сергеевна умерла рано, и Леонид Александрович остро переживал потерю близкого человека. Теперь ему в одиночку предстояло воспитывать двоих детей.

• Второй женой художника стала Кира Абрамовна Крук, по профессии учительница: с ней он прожил весь остаток жизни и удочерил её дочь от первого брака Наталью. Кира Абрамовна старалась окружить мужа домашним покоем и комфортом.

Спас на Крови. М.Колотов и Л.Любимов 1997

• Открытие храма Спаса-на-Крови после первого этапа реставрации. 1997 г.

• В центре: реставратор и искусствовед Марк Григорьевич Колотов, справа Леонид Александрович Любимов, слева, впереди – его жена Кира Абрамовна.

 

Пушкин, Зал на Острову, Л.А.Любимов и Н.Любимова 1996

• Леонид Александрович Любимов с приёмной дочерью Натальей. 1996 г.

• Пушкин, Екатерининский парк, Большой пруд. Павильон «Зал на Острову».

 

• С новой семьёй Леонид Александрович вновь поселился в Песках: уже на 8-й Советской – в небольшой 17-й квартире дома 43/20 на перекрёстке с Мытнинской улицей. Обе комнаты в ней были проходными насквозь, и внуки, навещая деда, любили бегать сквозь них по кругу, через дальнюю дверь выбегая в небольшой коридорчик и вновь возвращаясь в прихожую, где до самого потолка поднимался стеллаж с книгами. Стены украшали живописные работы художника и небольшие копии картин мастеров, сделанные им при подготовке к очередной реставрации. В дальней маленькой комнате висели лаковые панно: подготовительные работы для Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца.

 

Лаковое панно

• Лаковое панно Западного Китайского кабинета, воссозданное Л.А. Любимовым. Петергоф, Большой дворец.

 

• Умер Леонид Александрович Любимов скоропостижно и для всех неожиданно – 13 апреля 2001 г.: день этот был не по-весеннему снежным, обильный снегопад засыпал весь Петербург. Художник умер дома, в окружении своих детей. Отпевание, на которое собралось великое множество друзей, коллег и знакомых, было совершено в часовне Павловского дворца.

• Леонид Александрович Любимов похоронен на Павловском городском кладбище, недалеко от живописного павловского парка, недалеко от дворца, где работал последние месяцы над реставрацией Библиотеки Росси, недалеко от прекрасного Розового павильона, воссозданного им и его бригадой с таким мастерством, теплом и любовью.

 

▬▬▬▬

 

• Дополнение от редакции •

• В нашем разделе «Ссылки» размещены цитаты из разных статей, связанных с именем и работой Леонида Александровича Любимова, и ссылки на их источники. За годы существования нашего сайта некоторые ссылки стали неактуальны из-за удаления части статей – и даже размещавших их сайтов – но мы сохранили сами цитаты.

Кнопка «Ссылки»

 

Главная