• Таврический дворец •
• Таврический дворец: план • Из публикации
• Общий вид Таврического дворца.
• Фото Н. Ольшанского, автора Нивы
• Таврический дворец назван по имени своего первого владельца – князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Здание в стиле русского классицизма – строгого, почти аскетического вида – было построено архитектором И.Е. Старовым.
• Бенжамен Патерсен «Вид Таврического дворца со стороны Невы»
• 1797 г.(?) Государственная Третьяковская галерея, Москва
• Сооружение дворца, начатое И.Е. Старовым в 1783 г., длилось шесть лет – и было закончено в 1789 г. Поначалу здание именовалось Конногвардейским домом, т.к. рядом находились казармы этого полка.
• Таврический дворец.
• С www.citywalls.ru
• Через два года Потёмкин продал дворец в казну за баснословную по тем временам сумму: 450 тысяч рублей. Но после назначения Потёмкина генерал-губернатором Крыма – земель Тавриды, присоединённых к Российской Империи его стараниями, князь стал именоваться Потёмкиным-Таврическим. И Екатерина II немедля вернула ему дворец – который также отныне стал называться Таврическим.
• Бенжамен Патерсен «Вид Таврического дворца со стороны сада» (1797 г.)
• Из собрания Государственного Эрмитажа
• Князь Потёмкин-Таврический отметил свой успех блистательным балом, прогремевшим на всю Европу и стоившим князю несколько сотен тысяч рублей. Бал был дан в честь Екатерины II и взятия Измаила. По заказу князя Г.Р. Державин написал стихи для четырёх хоров, в том числе знаменитые: «Гром победы раздавайся, веселися, храбрый Росс».
• Ученица Державина В.Н. Головина писала: «Этот бал происходил в огромной Молдавской зале {так называли Колонный овальный зал), окружённой двойной колоннадой. Портики разделяли залу на две части, в одной из которых был устроен зимний сад, великолепно освещённый скрытыми фонариками и с изобилием цветов и деревьев. Зала освещалась главным образом из плафона в ротонде. В центре помещен был вензель императрицы из стразов. Освещённый скрытым фонарём, он сверкал ослепительным блеском...»4.
• Многочисленных гостей особенно удивили искусственные плоды, изготовленные из драгоценных камней и развешанные в зимнем саду во время празднества4.
• Но через пять месяцев князь скоропостижно скончался, дворец вернулся в казну в счёт погашения его долгов. Архитектору Ф.И. Волкову пришлось значительно перепланировать боковые флигели, предусмотреть новую настилку пола и приспособить здание под жильё. Концертный зал был переделан в театр, большое помещение заняла церковь. От Невы прорыли канал, заканчивающийся водоёмом, по которому к резиденции могли подходить суда.
• Ф.Неёлов «Вид Таврического дворца со стороны Невы» (акварель, 803 г.)
• Из публикации
• Осенью 1793 г. дворец стал полностью жилым – и стал любимым местом пребывания императрицы осенью. Она так описывала дворец в письме барону Ф.М. Гримму: «На дворец этот пошла мода; он в один этаж с огромным, прекрасным садом; вокруг же все казармы по берегу Невы; напротив – Конногвардейские, налево – Артиллерийские, а позади сада – Преображенские. Для осени и весны нельзя желать ничего лучшего. Я живу направо от галереи со столбами; такого подъезда, я думаю, нет ещё нигде на свете...»2
• В 1783-1800 гг. позади дворца В. Гульдом был разбит Таврический сад, работа над которым началась ещё при князе Потёмкине.
• В 1794 г. по проекту Ф.И. Волкова Таврический сад был благоустроен: в нём появился дом садового мастера и другие служебные постройки, ограда и каменный подъездной мост. Также были возведены оранжерея и теплицы, в которых выращивались арбузы, дыни, персики, абрикосы и ананасы. Сад украшали мосты и скамейки, на берегу Большого пруда была построена беседка, названная «Адмиралтейством»: в ней хранились лодки для водных прогулки.
• А. Мартынов «Таврический дворец со стороны сада» (литография)
• С www.citywalls.ru
• «Таврический дворец со стороны сада»
• Из публикации
• Неизвестный художник «Таврический дворец» (акварель, 1800-е гг.)
• Из публикации
• В 1792-1793 гг. на расчищенном от построек берегу Невы по проекту архитектора Ф.И. Волкова соорудили перед дворцом прекрасную решетку.
• «Таврический дворец со стороны Невы» (гравюра, 1783-1789 гг.)
• Из публикации
• Фрагмент ворот Таврического дворца.
• Из альбома Г.Г. Бунатян «...Оград узор чугунный» (Лениздат, 1990 г.)
• После смерти матери в 1796 г. Павел I поручил зодчему В. Бренне осмотреть дворец: был выполнен ряд работ, в том числе восстановление повреждённых росписей. Тем не менее здание быстро пришло в упадок: новый император отдал его конногвардейскому полку – здесь разместились казармы. В Зимнем саду хранились кареты, в Ротонде устроили манеж для тренировки лошадей. Мебель и другие части внутреннего убранства вывезли, а паркетный пол перенесли в Михайловский замок.
• Лишь при Александре I началась вторая жизнь дворца. Под руководством архитектора Луиджи Руска была снесена ротонда, поднят пол в главном зале; художник Д. Скотти выполнил роспись потолка, частично сохранившуюся и поныне. Из Михайловского замка была доставлена скульптура, в том числе – статуя Венеры, ранее купленная в Риме по указанию Павла I.
• Теперь знаменитая Венера Таврическая хранится в Эрмитаже.
• В течение многих десятилетий зданием пользовались различные высокопоставленные лица. Александр I провёл в нем осень 1803 г., жила здесь и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Иногда помещения дворца предоставлялись под жилье частным лицам: в 1826 г. тут жил и скончался выдающийся историк Н.М. Карамзин. А в 1829 г. останавливался наследник персидского престола Хосров-Мирза: он подарил саду морского тюленя, которого выпустили в Большой пруд.
• Оранжерея Таврического дворца. 1889 г.
• Конструкция Санкт-Петербургского металлического завода.
• Из книги «Ленинградский металлический завод»
• В июле 1861 г. Высочайшим повелением Таврический сад, за исключением оранжереи и фруктового сада, стал общедоступным. Зимой в Таврическом саду петербуржцы катались на коньках и ледяных горах.
• У Таврического дворца в 1902 г. • С www.pastvu.com
• С 1906 по февраль 1917 г. в Таврическом дворце заседала Государственная дума. Здание подверглось перестройкам: Зимний сад был застроен амфитеатром – и превращён в зал заседаний, для чего пришлось открытую колоннаду заложить кирпичом. Застройка колоннад Екатерининского зала лишила дворец его изумительных сквозных перспектив. Дворцовый театр перестроили в библиотеку. В эти же годы к дворцу пристроили Министерский павильон.
• Таврический дворец: зал заседаний Государственной думы, бывший Зимний сад.
• Фото 1906-1917 гг. из публикации
• Таврический дворец: место заседаний Государственной думы Российской империи (1906-1917 гг.)
• Фото не позднее 1909 г. из книги В.П. Обнинского «Новый строй»: часть I: «Манифест 17 октября 1905 г. – 8 июля 1906 г.» (М., 1909. С. 160-161)
• В самом конце февраля 1917 г. в стенах Таврического дворца был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, переместившийся в Смольный в августе того же года.
• С первых дней Советской власти Таврический дворец стал традиционным местом проведения важных мероприятий: областных и городских партийных и комсомольских конференций, слётов, международных конгрессов и симпозиумов. В сентябре 1918 г. здесь была открыта Высшая партийная школа и Крестьянский университет.
• В 1918 г. после убийства Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь • С www.citywalls.ru
• В последующие годы здесь работали трёхгодичный Коммунистический университет, Коммунистический сельскохозяйственный университет, школа пропагандистов, партийные курсы. В годы войны и после – партийная школа.
• Таврический дворец в 1935-1941 гг. • Из книги «Ленинград: Архитектурно-планировочный обзор развития города» Под ред. Н.В. Баранова, В.А. Каменского, М.В. Морозова (1943)
• Ленинград. Таврический дворец • Издание Фотокомбината Союзторгреклама
• ▬▬▬▬ •
• Интерьеры Таврического дворца •
• Внутреннее оформление дворца было великолепно: вестибюль с тремя входами, из которых главный подчеркивался величественными яшмовыми и гранитными столпами «Триумфальных врат».
• Таврический дворец: вестибюль.
• Из публикации
• Эти врата располагались перед колоннадой купольного зала, который, по мнению Г.Р. Державина, был подобен «афинскому Одеону».
• Фёдор Данилов «Купольный зал Таврического дворца» (акварель, 1791 г.)
• Художник Фёдор Данилов работал в Таврическом дворце вместе с И.Е. Старовым: он выполнял росписи в залах. В частности, на данной акварели видна одна из его работ во дворце: слева и справа были росписи с иллюзорными изображениями колоннад – одна из них видна на акварели. Позже эти росписи исчезли. (Сведения из книги Д.А. Кючарианц «Иван Старов» Л., 1982)
• Из собрания Государственного Эрмитажа
• Купольный зал, в свою очередь, являлся преддверием грандиозного Екатерининского зала — центрального помещения дворца. Зал был почти необозримых размеров: около 70 метров в длину – и во время празднеств и торжеств вмещал до 5 тысяч человек.
• Таврический дворец: колоннада и ротонда.
• Из публикации
• Таврический дворец: Большая галерея.
• Из публикации
• Через сквозной двойной ряд колонн Екатерининского зала была видна восьмиколонная Ротонда Зимнего сада с мраморной скульптурой Екатерины II работы Ф. Шубина, размещённой в центре Ротонды. Кроме восьми колонн Ротонды, согласно архивным сведениям, «в зимнем садике для подпора потолка поставлены были, подобные кокосовым пальмам, шесть покрытых лубками дерев, имеющих листы из жести, зеленою краской выкрашенные»1. Зимний сад отделялся от Екатерининского зала открытой двойной ажурной колоннадой, что создавало иллюзию бесконечности дворцовых покоев.
• Фёдор Данилов «Зимний сад Таврического дворца» (акварель, 1792 г.)
• Из собрания Государственного Эрмитажа
• В Зимнем саду росли лавры, мирты, цветы. Сам сад — с его холмами, долинами, водоёмами и многочисленными аллеями — был устроен очень искусно: изображённые на его стенах деревья и сельские виды создавали впечатление окружающих сад далей.
• Сад отапливался печами. «Печи, которых для Зимнего сада потреблено было не мало, скрыты были за множеством зеркал, одинаковой величины и цены чрезвычайной. В траве стояли великие из лучшего стекла шары, наполненные водою, в которой плавали золотые и серебряные рыбки...»1.
• При Павле I, когда Таврический дворец был буквально разъят на части, а мебель и многочисленные элементы оформления вывезены, печальная участь постигла и Зимний сад: в нём хранились кареты. Мраморную статую работы Ф.И. Шубина «Екатерина II – законодательница» – ту, что создавалась специально для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы и затем возвышалась на порфировом пьедестале в ротонде Зимнего сада – отправили в Академию Художеств.
• Теперь она хранится в Государственном Русском музее.
• Ф.И. Шубин «Екатерина II – законодательница» (мрамор, 1789-1790 гг.)
• Из собрания ГРМ
• Вот как описывается Зимний сад в статье о Таврическом дворце 1898 г.: «Затем идёт огромное помещение зимнего сада, оканчивающегося по оси дворца большим полукружием, в центре которого высится прекрасная колоссальная статуя Сампсона. Зимний сад состоит как бы из трёх помещений с большими прямоугольными окнами и имеет деревянный потолок...» («Неделя строителя», 1898, №1-12, с.6)
• Также во дворце располагались Картинный и Китайский залы, Гобеленовая гостиная, Диванная и другие помещения.
• К. Ухтомский «Интерьер гостиной в Таврическом дворце» (акварель, 1851 г.)
• Из собрания Государственного Эрмитажа
• ▬▬▬▬ •
• Во второй половине XIX века Таврический дворец использовался то под складирование мебели из других дворцов, то под нужды Дирекции Императорских театров, но на рубеже XIX-XX веков в нём стали проводить выставки. В мае 1899 г. открылась выставка садоводства.
• Таврический дворец, Зимний сад: Международная выставка садоводства. 1899 г.
• Из книги «Таврический дворец»: составитель Л.И. Дьяченко (1988 г.)
• А летом того же 1899 г. в Зимнем саду торжественно отметили 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина2.
• Таврический дворец, Колонный зал. Торжественная процессия на празднике, посвящённом 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. 1899 г.
• У колонн видны растения из зимнего сада.
• Из книги «Таврический дворец»: составитель Л.И. Дьяченко (1988 г.)
• 6 марта 1905 года во дворце начала работу историко-художественная выставка русского портрета. Организованная членами художественного объединения «Мир искусства», она стала выдающимся событием в культурной жизни столицы. Более двух тысяч произведений из частных и музейных коллекций были распределены по залам в соответствии с периодами царствования Петра Великого, Елизаветы Петровны, Екатерины II и последующих императоров. Каждый зал украсили в стиле эпохи2.
• Зимний сад Таврического дворца: выставка русского портрета 1905 г.
• Из публикации
• Вход в Зимний сад Таврического дворца: выставка русского портрета 1905 г.
• По рисунку Л. Бакста. Из публикации
• ▬▬▬▬ •
• В 1790-е гг. по проекту архитектора Ф.И. Волкова концертный зал дворца был переделан в театр. В самом начале ХIХ века по проекту придворного архитектора Луиджи Руска помещение театра было значительно увеличено.
• Таврический дворец: театр (до 1906 г.)
• Фото из книги Г.К. Лукомского «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы»: издание «Свободное искусство», Петроград, 1917
• Росписи театра в 1802-1803 гг. исполнил Джакопо Феррари (1747-1807), выпускник Пармской академии художеств: на них – фигуры танцующих девушек и гения искусств, музы комедии и музы трагедии, овалы с изображениями музыкальных инструментов и аллегорий искусств.
• Таврический дворец: театр (до 1906 г.)
• Фото из книги Г.К. Лукомского «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы»: издание «Свободное искусство», Петроград, 1917
• Таврический дворец: фрагменты плафона Театральной комнаты.
• 1-й фрагмент отчётливо виден на фото выше, 2-й и 3-й фрагмент идентифицируются по аналогии с другими деталями плафона на том же фото.
• Таврический дворец: фрагменты плафона Театральной комнаты.
• Из статьи В. Богдан «Из истории росписей Таврического дворца»2
• Вот как описывается Концертный зал, он же театр, в статье о Таврическом дворце 1898 г.: «По оси здания, к главным сеням... примыкает огромный 8-миугольный концертный зал... Зал в два света с хорами, украшен колоннами ионического ордера и перекрыт куполом; в углах оригинальные печи того времени. В парусах сохранились барельефные аллегорические фигуры (архитектура, живопись, скульптура и музыка). Стены также украшены бюстами на кронштейнах...» («Неделя строителя», 1898, №1-12, с.6)
• К сожалению, этот красивый интерьер погиб в начале XX века, когда в Таврическом дворце находилась Государственная дума. Горько сожалел об утерянном театре Г.К. Лукомский в своей книге «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы»: «Красивы некоторые залы (ныне кабинеты) Таврического дворца. Колоннада (кулуары) известна достаточно. Бывшая оранжерея переделана под зал заседания до неузнаваемости, а чудный театр (архитектора Руска) погиб безвозвратно, погиб бездарно, без особой надобности, переделанный под библиотеку. Куда девались его прелестные росписи? Колонны, капители многолистные? Если даже и ветхи были стены и самые колонны, неужели нельзя было всё подремонтировать? Зачем понадобилось непременно ломать?»
• Приглашённые Л. Руска художники изначально выполняли росписи в виде отдельных панно – клеевой краской на холсте. Затем изображения вырезались и наклеивались на стены и потолок: часть из них сохранилась именно благодаря этой технологии. Оригиналы росписей Таврического дворца начала XIX столетия хранятся в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (НИМ РАХ).
• 1. Дж.Б. Скотти «Женская фигура с двумя амурами» • 2-3. Дж. Феррари «Музы комедии и трагедии»: стенные панно Театральной комнаты.
• Из статьи В. Богдан «Из истории росписей Таврического дворца»2
• ▬▬▬▬ •
• Реставрация Таврического дворца •
• Несмотря на многочисленные перестройки и перепланировки, многие элементы интерьеров дворца сохранились: например, в Картинном зале, Китайском зале, Гобеленовой гостиной, Диванной уцелели первоначальная полихромная роспись стен и плафонов, оригинальные камины и печи.
• Во дворце несколько раз проводилось обновление росписей – например, реставрация придворным архитектором Бренной2, ещё при Павле I.
• Старые росписи неоднократно заменялись новыми.
• С 1994 г. во дворце работала бригада реставраторов под руководством художника Леонида Александровича Любимова. Ими была выполнена реставрация живописи плафона и стен трёх залов: Гостиной, бывшей Диванной на первом этаже восточного флигеля – а также кабинета и сеней.
• Комиссия ГИОП отметила высокое качество произведённых работ.
• В прессе писали: «Особой гордостью реставраторов стало восстановление в Таврическом дворце (там располагается Межпарламентская ассамблея) подлинных интерьеров помещений, которыми пользуются первые лица государств СНГ. Это сени, кабинет и диванная. Роспись с античными сюжетами и гирляндами из цветов сегодня также украшает комнаты, как и при императрице Елизавете Алексеевне — супруге Александра I. В сенях сохранилась любопытная деталь — ручка оконной рамы, которая является уменьшенной копией ручки от главных дверей Мальтийской капеллы...»3
• Ручка оконной рамы: уменьшенная копия ручки от главных дверей Мальтийской капеллы 2 (2008 г.)
• К сожалению, у нас пока нет качественных фотографий этой реставрационной работы бригады Л.А. Любимова: возможно, они появятся со временем. Пока мы размещаем несколько фотографий из видеорепортажа «Забытый блеск дворцовых интерьеров».
• Таврический дворец. Диванная, кабинет и сени после реставрации (2008 г.)
• Фото из видеорепортажа «Забытый блеск дворцовых интерьеров»2
• Примечания •
1 Н. Ионина «Таврический дворец»
2 В. Богдан «Из истории росписей Таврического дворца»
3 Репортаж «Забытый блеск дворцовых интерьеров» (2008 г.)
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Статья «Таврический дворец» на www.spbmuzei.ru
© Ю.И. КАШАВЕРСКАЯ «Росписи Таврического дворца и их реставрация»: сборник статей «Три века под сенью Таврического дворца: политика, дипломатия, литература, искусство» по материалам международной научной конференции 2011 г. – стр. 120
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •