Вернуться Реставрация
бордюр

• Парадная (Купеческая) лестница •

Парадная лестница

• Парадная лестница располагается в западном флигеле дворца. Она отделана чрезвычайно эффектно: мраморные полы, колонны, золочёная деревянная резьба.

• Все стены двусветной лестницы, квадратной в плане, украшены живописью, написанной темперой по штукатурке: настенная живопись, а также орнаментальная падуга с изображениями фигурок амуров, принадлежит кисти итальянского живописца Антонио Перезинотти.

• Потолок лестницы изначально был украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 г.), прославляющим императрицу Елизавету, при которой расцветают науки и искусства

• Увы, вся отделка Парадной лестницы погибла в годы второй мировой войны.

плафон «Купеческая лестница»

• Разрушенная Парадная лестница Большого дворца.

• Петергоф, 1948 г. Архив ГМЗ «Петергоф».

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

• В 1971 г. архитектор Е.В. Казанская закончила проект восстановления убранства Парадной лестницы. Живопись воссоздавалась в 1978–1981 гг.

 

▬▬▬▬

 

• Далее мы кратко излагаем историю воссоздания Парадной лестницы по материалам интереснейшей и подробной статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы»1.

• Изначально все стены покрывала роспись темперой по штукатурке: полихромные цветочные гирлянды, элементы геральдики, купидоны, имитирующие лепку, и иллюзорно объёмные ниши с золочёными скульптурами. К началу работ на кирпичных стенах уцелели лишь небольшие фрагменты старой штукатурки с обгоревшей росписью, которые ранее укрепил и расчистил от копоти художник-реставратор О.Ю. Педаяс.

• Для воссоздания использовались довоенные фотографии.

 

«Гекракл и Омфала» Пан и Сиринга Одиссей и Сибилла

• Утраченные росписи Парадной лестницы Большого дворца. Слева направо: «Геракл и Омфала», «Пан и Сиринга», «Одиссей и Сибилла».

• Фото из «Cводного каталога утраченных ценностей Российской Федерации».

 

• В 1978 г. художник-реставратор высшей квалификации Леонид Александрович Любимов разработал методику воссоздания живописи Парадной лестницы и возглавил бригаду художников: в неё вошли В.А. Никифоров и В.Г. Корбан.

 

• У Леонида Александровича Любимова уже был опыт подобных работ: с 1961 г. он реставрировал живопись в музеях Петергофа и Ораниенбаума, с 1965 г. работал над уникальным воссозданием лаковых панно Китайских кабинетов в Большом Петергофском дворце; воссоздавал живописную отделку интерьеров Елагина дворца, росписи павильонов «Вольер» в Петергофе и фасадов Пиль-башни в Павловске. В 1990-х гг. – руководил воссозданием интерьеров Розового павильона в Павловске2.

• Многочисленные подготовительные графические работы для этих интерьеров хранятся в фонде «Архив» ГМЗ «Петергоф».

 

• По приглашению Леонида Александровича Любимова в Петергофе начал работать член Союза художников Владилен Алексеевич Никифоров (1928–1988), его однокашник по мастерской монументальной живописи Мухинского училища.

• Владимир Григорьевич Корбан (1929 г.р.) вошёл в бригаду как опытный мастер, возрождавший с 1951 г. монументальную живопись в знаменитых памятниках архитектуры Ленинграда: Исаакиевском соборе, Большом зале Горного института, Екатерининского дворца в Пушкине3.

 

• В 1979 г. бригада приступила к воссозданию росписи стен (175,0 м2) и падуги Парадной лестницы (77,7 м2). Процесс воссоздания включал в себя подготовку эскизов и картонов – рисунков на ватмане в натуральную величину: на эти картоны затем накладывалась калька, с которой копия рисунка переносилась на подготовленную поверхность стены.

 

Картоны для Парадной лестницы

• Картоны для Парадной лестницы Большого дворца.

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

• Колористическое решение росписи предъявлялось художественному совету в виде эталонов – специально загрунтованных щитов с отдельными элементами декоративной композиции, демонстрирующих технологические особенности живописи. В качестве аналогов сложного орнамента с элементами позолоты использовались росписи А. Перезинотти во дворце Монплезир, цветовое решение также подбирали на примере декоративных росписей во дворце в Рундале (Латвия).

• В работе необходимо было учесть расположение окон как источника света, поэтому живописные эталоны предварительно размещались на месте будущей росписи. В качестве эталонов художники создали 38 м2 росписи и выполнили подготовку стен под живопись. Сметная стоимость живописных работ на стенах лестницы составила 71 тыс. руб., падуги с позолотой – почти 23 тыс. руб.

 

Л.А. Любимов. Работа на Парадной лестнице, Петергоф

• Л.А. Любимов за воссозданием росписи падуги Парадной лестницы Большого Петергофского дворца. 1978-1980-е гг.

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

Воссоздание живописи Парадной лестницы

• Воссоздание живописи Парадной лестницы Большого дворца. 1978–1981 гг.

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

• По разработанным бригадой Л.А. Любимова эскизам и эталонам, утраченный плафон Парадной лестницы «Триумф Авроры» площадью 36 м2 – исторически созданный итальянцем Бартоломео Тарсия – написали В.Г. Корбан и В.А. Никифоров.

 

Плафон Б.Тарсия плафон «Купеческая лестница»

• Л.А. Любимов. Эскиз к воссозданию плафона «Аллегория Весны» Бартоломео Тарсия для Парадной лестницы Большого дворца в Петергофе (1978 г.)

• Много лет украшал квартиру художника на 8-й Советской улице в Ленинграде. Фото прислано С. Романовым.

 

В.Корбан и В.Никифоров: «Триумф Авроры»

• В.Г. Корбан и В.А. Никифоров у плафона «Триумф Авроры».

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

• В своей статье В.М. Белковская пишет о работе над плафоном: «Необходимо отметить, что только в Петергофе воссоздание проводилось по историческому принципу, с использованием соответствующей эпохе техники и манеры – масляной живописи на холсте, натянутом на подрамник. Для изучения манеры письма и особенностей школы этого периода художники копировали картину Себастьяно Риччи «Спящая Венера» из фондов Эрмитажа...»1

• Незадолго до этого, очевидно подготавливаясь к предстоящей работе, Леонид Александрович Любимов копировал произведения Себастьяно Риччи, изучая манеру письма художника. Много лет стены небольшой квартиры Любимовых в центре Ленинграда украшали копии картин Себастьяно Риччи, которые теперь представлены и на нашем сайте: «Вакханка и сатиры» и «Сусанна и старцы».

«Вакханка и сатиры»

• Л.А. Любимов. картины Себастьяно Риччи «Вакханка и сатиры».

Фрагмент. Холст, масло. 1975 г. Хранилась в доме художника.

(Фото прислано С. Романовым.)

 

▬▬▬▬

 

• Воссоздание живописного убранства Парадной лестницы было завершено в июне 1981 г. За три года было создано более 300 м2 уникальной живописи, включая подготовительные стадии работ.

 

Воссоздание живописи Парадной лестницы

• Воссоздание живописи Парадной лестницы Большого дворца. 1978–1981 гг.

• Фото из статьи В.М. Белковской «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы».

 

На парадной лестнице Петергофского дворца

• Л.А. Любимов на парадной лестнице Большого Петергофского дворца.

• 1981 г. Из журнальной публикации.

 

• По воспоминаниям близких Л.А. Любимова, в укромном уголке, скрытом от глаз посетителей – под резным фризом, прикрывающим края плафона – реставраторы оставили записку на простой обёрточной бумаге. Каждый из них написал стоимость какого-нибудь продукта – батон булки, папиросы «Беломор», колбаса – год и свою фамилию. При следующей реставрации записку нашли их молодые преемники.

 

Парадная лестница

 

• Огромная работа по воссозданию Перадной лестницы Большого Петергофского дворца была проделана и другими талантливыми реставраторами: архитекторами, скульпторами, резчиками, позолотчиками...

• Пять резных барельефов-панно были выполнены по моделям Н.И. Оде. Аллегорические фигуры на скатах фронтона – работа скульпторов С.Г. Лебедевой и С.А. Колбасовой. Повторение трёх исчезнувших в годы войны скульптур – Весны, Лета и Осени – выполнили скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников. Ажурные решётки лестницы воссозданы А.М. Тереховым и В.П. Лактионовым.

 

Парадная лестница Парадная лестница Парадная лестница Парадная лестница

 

• Примечания •

 

1 В.М. Белковская «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы»сборник статей «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший»: по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010 г. – стр. 63.

 

2 В 1972 г. в связи с 55-летием Л.А. Любимова его творчество было отмечено наградами: Золотой медалью президиума Академии художеств и орденом «Знак Почёта».

 

3 В 1993 г. В.Г. Корбан, наряду с четырьмя художниками – И.А. Алексеевым, В.Г. Журавлёвым, Б.Н. Лебедевым и Ю.Ф. Шитовым, – стал лауреатом Государственной премии России за комплекс работ по воссозданию живописи во дворцах Санкт-Петербурга. Государственная премия присуждена за большой вклад в изобразительное искусство России.

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

Е.В. Казанская «Воспоминания о восстановлении Большого Петергофского дворца». Сборник «Век реставрации пригородных дворцов. Трагедия и триумф», стр. 392

 

© Сайт Википедия. Большой Петергофский дворец •

 

© Сайт «peterhof.ru» •

 

© Cводный каталог утраченных ценностей Российской Федерации. Государственный музей-заповедник «Петергоф». Большой дворец. Парадная лестница

 

© Сайт tour-in-spb.narod.ru •

 

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

 

Главная