Вернуться

 

 

 

 

бордюр

• Храм Спас на Крови (Воскресения Христова) •

 

Храм Спаса на Крови Храм Спаса на Крови

• Храм Спас– на– Крови был возведён в 1883– 1907 гг. на месте, где 1 марта 1881 г. смертельно ранили Царя– Освободителя Александра II. Храм Воскресения Христова сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века: это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек, шатёр возносится на высоту 81 м.

• Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства: общая площадь мозаики фасадов храма составляет 400 м2. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды, её площадь около 7 000 м2.

• Живописные композиции из мозаики создавались по оригиналам художников В.М. Васнецова, Н. Бруни, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

• В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.

• В годы войны собору был нанесён значительный урон. Немецкий фугасный снаряд пробил бетонный свод центрального купола. К счастью, он был на излёте и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал там 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно– производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240– миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В.И. Демидова утром 28 октября 1961 г., их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапер Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от ее участников не только мастерства, но и необычайного самообладания и мужества.

• Время и исторические перипетии губительно отразились на состоянии храма: полностью отсутствовала верхняя часть – шатёр, пострадали мозаика и камень. Реставрация камня началась с его очистки и промывки, утраченные детали декора вырезались по аналогии из мрамора.

• Сложным и трудоёмким процессом явилась реставрация мозаики, имевшей многочисленные повреждения. В воссоздании утраченных фрагментов мозаик помогли эскизы, картоны и эталоны, исполненные для каждой мозаичной композиции.

• Восполнение утраченного мозаичного набора производилось из запасов смальты, хранившейся в мозаичном отделении Академии художеств.

• Набор утраченных фрагментов мозаики проводился двумя способами. В случаях, когда при выпадении смальты сохранился верхний слой грунта со следами набора, так называемая «графья», её фиксировали, и в дальнейшем учитывали в работе по воссозданию утраченного фрагмента.

• При значительных утратах смальтового набора со сложным рисунком, включающим лик и руки, выполнялся эскиз всего изображения, подлежащего воссозданию. Для детальной разработки рисунка воссоздаваемого фрагмента и его цветовой гаммы подготавливались картон и эталон. Они выполнялись в натуральную величину, с показом набора, расчлененного на модуль. Эталон исполнялся обязательно в цвете. Необходимо отметить, что в отличие от аналогичных работ по воссозданию произведений монументальной живописи, исполнение эскизов, картонов и эталонов для утраченных мозаик имели свою специфику. Они не столь скрупулезно передавали тонкости рисунка и колорита воссоздаваемой мозаики, но точно повторяли характер набора и рисунок мельчайших модулей смальты.

 

Храм Спас на Крови до реставрации Храм Спас на Крови до реставрации Храм Спас на Крови до реставрации Храм Спас на Крови до реставрации

 

• Графические и живописные проработки стали обязательными для икон «Святые апостолы Иоанн Богослов и Иаков Заведеев», «Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена», «Святой апостол Пётр» и «Спиридоний Тримифунтский».

• Живописные эскизы к первой из них был выполнен художником В.Г. Корбаном, автором остальных был художник Л.А. Любимов.

• Все эскизы были созданы только после изучения иконографических материалов, авторских оригиналов, сохранившихся в фондах Государственного Русского музея и Научно– исследовательского музея Российской Академии художеств.

• Отсутствие изобразительного материала по мозаикам цоколя предполагало поиск аналогов. Таким аналогом образа Спиридония Тримифунтского стала одноименная мозаичная икона из иконостаса придела Александра Невского Исаакиевского собора, набранная в 1864 г. мозаичистом Сорокиным по оригиналу художника Венига.

 

До реставрации Св.Спиридоний Тримифунтский до реставрации Св.Спиридоний Тримифунтский

• Наружная мозаика «Святой Спиридоний Тримифунтский»: до реставрации и после • Из статьи

 

• Вот наглядный пример произведённых ныне в храме реставрационных работ: с запада основание колокольни отмечено открытой часовней.

• На стене, под золоченым навесом, находится рельефный мраморный крест с распятым Христом, набранным по рисунку А.А. Парланда.

• По обеим сторонам «Распятия» – иконы святого преподобного Зосимы Соловецкого (небесного покровителя дня рождения Александра II – 17 апреля 1818 г.) и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемой в день кончины императора 1 марта 1881 г.

 

Икона «Св. преподобный Зосима Соловецкий» до реставрации

• Наружная мозаика «Распятие» до и после реставрации. Слева – часть композиции, икона святого преподобного Зосимы Соловецкого до реставрации: можно сравнить с ныне восстановленной мозаикой, увеличив изображение «Распятия» • Из публикации

 

• Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 г. был завершен первый этап его реставрации, и музей– памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

 

Спас на Крови. М.Колотов и Л.Любимов 1997

• Открытие храма Спаса– на– Крови после первого этапа реставрации.

• В центре: реставратор и искусствовед Марк Григорьевич Колотов, справа Леонид Александрович Любимов, слева в кадре – его жена Кира Абрамовна.

• Санкт– Петербург, 1997 г.

 

• Но реставрационные работы продолжаются. Летом 2019 г. начался их новый этап: храм снова одет в леса. Реставрация продлится до 2025 г.

 

На лесах: В.Хмелевский и Л.Любимов

• «Мечтаю снять леса со Спаса– на– Крови...»

• Слева направо: художники– реставраторы В.А. Хмелевский и Л.А. Любимов на лесах в период первого этапа реставрации собора.

• Санкт– Петербург, около 1997 г.

 

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Л.И. Белецкая «Реставрация мозаик Спаса на крови»

 

© Л.И. Белецкая «Трагические страницы истории Спаса на крови»

 

© Государственный музей– памятник «Исаакиевский собор». «Реставрация Спаса на крови»

 

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены •

 

Главная