• Творчество •
• Творческих работ Леонида Александровича Любимова осталось немного: все свои силы и время реставратор отдавал любимой работе. Но, тем не менее, каждый свободный час он занимался рисунками и набросками, ведь сохранить остроту глаза, свежесть и живость восприятия очень важно для художника, без этого невозможно полноценно заниматься и восстановлением чужих произведений.
• Пока дети были маленькими, семья Леонида Александровича часто проводила лето именно в тех местах, где он работал – в пригородах Ленинграда: его жена Ольга Сергеевна обязательно снимала комнатку неподалёку от места реставрации.
• Однажды даже прожили в Пушкине до глубокой осени.
• Сын художника Никита так вспоминает это лето 1967 г.: с самого начала мая семья жила в сыроватом флигеле дворца, отопления там не было. Всякую свободную минуту мама Ольга Алексеевна помогала жившей по соседству подруге Лиле, знаменитому теперь скульптору-реставратору Лилии Михайловне Швецкой, ухаживать за её маленьким сыном Ромой – и та смогла наконец, впервые после рождения сына, начать работать, потому что очень нуждалась в деньгах.
• Находилась в то время в Пушкине и вся большая бригада Якова Казакова, человек примерно 16-18: работали над плафоном для Картинного зала Екатерининского дворца – копией плафона «Олимп» Г. Дициани с Иорданской лестницы Эрмитажа. В бригаду входили: Иван Пиккиев, Юрий Шитов, Валентин Строгий, В. Корбан, Зверев, Алексей Бобылев, Борзин, Н. Бычков, Гектор Ольшевский, Леонид Любимов и другие.
• В перерывах все играли в футбол прямо на заднем дворе дворца, и Леонид Александрович как-то повредил себе колено. Вскоре боль прошла, но периодически возвращалась долгие годы: работа у художника-реставратора в основном стоячая, а потому нелёгкая.
• В то лето в Александровском парке, прямо под открытым небом, давал концерты приехавший в СССР знаменитый певец Поль Робсон. Также выступал гитарист Сомов, он прекрасно играл много испанской музыки, в том числе «Воспоминания об Альгамбре». Сомов был другом одного из музейных макетчиков. Мастерские макетчиков также размещались во флигелях дворца, и Леонид Александрович приносил от них домой первые магнитофонные записи Высоцкого.
• В свободное время Леонид Александрович часто приходил к полуразрушенному «Арсеналу» на этюды, писал их маслом. Летом вокруг стояли травы по колено и художника заедали комары, а дети Алёна и Никита прибегали его проведать, принося отцу бутерброды.
• Позже Леонид Александрович писал в Баболовском парке Серебристую аллею – и по выходным сын Никита, точно Иван Сусанин, водил к нему заповедными тропами многочисленных гостей, приезжавших из города. Один из этюдов аллеи, по словам сына – не самый лучший, сохранился.
• В остальное время года, в выходные или сразу после работы, мастер спешил на этюды – в едва оправившиеся после войны прекрасные пригородные парки Пушкина и Павловска.
• А частенько его жена Ольга Сергеевна, прихватив маленьких Никиту и Алёну, делала короткие вылазки на природу, в самые неожиданные места, подальше от города: летом – в деревню, на недельку другую; осенью, а порой даже зимой, в сторожку лесника – на несколько дней. Снимали в разных местах то угол, то комнатушку. Бывало, спали на сеновале, а днём кухарили на «свиной» печурке во дворе, под навесом.
• Иногда, выехав с утра из дому, могли целый день до самых сумерек просто провести в лесу или на речном берегу, прихватив термос с бульоном и бутерброды. И папа всегда приезжал к семье – на вечер или на выходной.
• От этих поездок сохранились этюды и карандашные наброски.
• А потом Ольги Сергеевны очень рано не стало, и овдовевший Леонид Александрович тяжело переживал потерю.
• Позже вошла в его жизнь другая женщина, Кира, с которой суждено ему было прожить до самой своей смерти. А с ней появилась в семье и маленькая дочь Наташа. В квартире на 8-й Советской улице, новом доме художника, висели на стенах сделанные им живописные копии старинных картин известных мастеров.
• Потом и годы пролетели, и дети выросли...
• Всё менялось – только кисть в руках художника оставалась неизменной.
• Кисть феникса...