• Розовый павильон •
• Неизвестный художник «Павловск. Розовый павильон» (1810-е гг.)
• С www.citywalls.ru
• Розовый павильон стал одним из украшений Павловского парка в 1811 г. Он перестроен А. Воронихиным из бывшей дачи генерала П. Багратиона, находившейся на территории парка и выкупленной в казну.
• Неизвестный художник «Павловск. Розовый павильон» (1820 г.).
• Из публикации
• В этой постройке известный зодчий, творец монументального Казанского собора и Горного института в Санкт-Петербурге, показал другую сторону своего дарования, создав изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом, украшенное лёгкими колоннами и точёными деталями.
• А.Н. Воронихин. Проект Розового павильона (1811 г.) • Прислано В.А. Хмелевским.
• Павловск. Розовый павильон на гравюре XIX в. • Из публикации.
• Павловск. Розовый павильон на старинной открытке • Из публикации.
• В большом центральном зале с куполом были вмонтированы «эоловы арфы», издававшие при ветре мелодичные звуки.
• Вокруг постройки был разбит розарий, от которого павильон и получил своё название. Интерьер павильона, мебель, фарфоровые вазы, сервизы - всё было украшено изображением роз.
• Павловск. Купальное зало Розоваго павильона в 1912 г. • Из публикации.
• Павильон предназначался для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны и стал известен при её жизни как литературно-музыкальный салон, где она радушно принимала художников, архитекторов, писателей. Там сохранялись альбомы со стихами Крылова, рисунками Кипренского. Материи для покрытия мебели в павильоне были вышиты принцессами Вюртембергскими и придворными дамами.
• Павловск. Розовый павильон: мебель в 1912 г. • Из публикации.
• В 1814 г. он стал местом торжественного праздника в честь возвращения Александра I, победителя Наполеона. По этому случаю к павильону в спешном порядке – всего за семнадцать дней – был пристроен большой Танцевальный зал, плафон которого украшен аллегорической золочёной росписью и гирляндами из шёлковых роз.
• П. Гонзаго. Большое зало Розоваго павильона для праздника 27 июля 1814 г.
• Фото 1900-1910 гг. из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», часть 6: Успенский А.И. «Павловские дворцы и дворцовый парк». Москва, Образование, 1911-1915 гг. Источник www.pastvu.com
• Основой для пяти оригинальных трёхъярусных люстр зала послужили обыкновенные колёса разного диаметра, нарядно расписанные, на которых были укреплены свечи.
• Н.Ф. Петров «Павловск. Розовый павильон» (1910 г.)
• С www.citywalls.ru
• П. Гонзаго написал на щитах театральные декорации, изображавшие русскую деревню. Эти декорации, установленные на воздухе на фоне пейзажей парка, создавали полную иллюзию действительных построек, на фоне которых разыгрывалось представление встречи народом войск победителей.
• Тёрнер «Вид на Розовый павильон». 1810-е гг., офорт, раскрашенный акварелью • Из Сборника видов Павловска, посвященного Его Императорскому Величеству Марии Фёдоровне.
• Декорации, несмотря на неоднократные починки, погибли уже в XIX веке.
• Павловск. Розовый павильон на гравюре XIX в. • Прислано В.А. Хмелевским
• Долгие годы затем павильон служил местом встречи русских литераторов, музыкантов, художников - таких, как Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, М.И. Глинка. Здесь же проходили концерты известных музыкантов.
• В.А. Жуковский «Розовый павильон» 1820 г. • С www.citywalls.ru
• Павловск. Розовый павильон. Серия из шести видов Павловска, срисованных с натуры В. Жуковским, оконченных и выгравированных Кларою в Дерпте • После 1820 г. • Из публикации
• Возле Розового павильона была устроена детская площадка.
• Вот отрывок из воспоминаний Александра Бенуа: «Как и всякого другого ребенка, меня в Павловске особенно манили два места: Розовый павильон и Сетка. То были сборные пункты дачной детворы...
• Приманкой в Розовом павильоне служил мне вовсе не самый тот милый “помещичий домик”, на фасаде которого написано по-французски: “Pavillon de Rosse”, и не тот садик, в котором погибало несколько чахлых розовых кустов, а служили приманкой детские игральные приспособления, стоящие здесь с самых дней Марии Фёдоровны. Можно было крутиться, сидя на деревянных лошадках, можно было катать шары на кегельбане, можно было до одури качаться на разного рода качелях, и тут же возвышалась катальная горка, с которой скатывались на специальных салазках или же просто садясь на гладкую наклонную плоскость...
• Это скатывание было моим любимым занятием — занятием, которому, кстати сказать, я предавался и зимой у нас в зале, где папа устраивал “горку” довольно примитивным образом, кладя на высокий табурет конец покрытой клеенкой широкой доски, другой конец которой касался пола. И сколько же заноз я и мои маленькие приятели получали на самом чувствительном месте благодаря тому, что мы с размаху съезжали на этот наш старинный паркет! Спрашивается, что в таком скатывании хорошего, что нам так нравилось? Однако нравится же людям, даже совершенно взрослым, летать с “американских” и “русских” гор. Внутри дворцов для забавы царских детей сооружались такие же, но довольно высокие горы отличной столярной работы.
• Сеткой называлась другая павловская забава. Она была устроена поблизости с дворцом в боскете, специально отведенном под “морские” упражнения детей великого князя, генерал-адмирала русского флота Константина Николаевича. Состояла Сетка из мачты с ее канатными лесенками и реями и из туго натянутой под ней канатной сетки. Можно было без риска увечий производить всякие эволюции на реях и на лесенках, так как в случае падения эта сетка вас подхватывала...»
• Павловск. Детская площадка перед Розовым павильоном. 1890-е гг.
• Фото из альбома Павловск. Фототипии (СПб, издание П.И. Бабкина, 1896 г.) Источник www.pastvu.com
• Павловск. Розовый павильон в 1902-1903 гг.
• Фото М. Ризникова из альбома «Виды пригородов Санкт-Петербурга. Лист № 21: Павловск», с www.pastvu.com
• Павловск. Розовый павильон в 1915-1916 гг.
• Открытка издательства Контрагентства Суворина (1916), с www.pastvu.com
• Слуцк / Павловск. Розовый павильон в 1936-1938 гг.
• Фотограф Е. Величко. Почтовая карточка Союзфото, с www.pastvu.com
• Слуцк / Павловск. Розовый павильон в 1938-1939 гг.
• Фото М.М. Брейткас, Издательство «Ленфотохудожник», 1939 г. Трансляция фото с сайта Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, СПб. Оригинал хранится в Детском музее открытки, СПб.
• Слуцк / Павловск. Ремонт в Розовом павильоне. Довоенная фотография • Прислано В.А. Хмелевским
• К.К. Пономарев (1899-1976) «Павловск. Розовый павильон» (апрель 1941 г.)
• Из публикации
• ▬▬▬▬ •
• В период временной оккупации Павловска немцы сожгли дотла Розовый павильон — и на его месте устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись, и точёные деревянные украшения.
• Немецкий блиндаж на месте уничтоженного фашистами Розового павильона.
• Слуцк / Павловск, 1944 г. Фото М.А. Величко из ЦГАКФФД
• Бункер Вермахта на месте уничтоженного фашистами Розового павильона.
• Слуцк / Павловск, 1944-1948 гг. Фото из vk-альбома, с www.pastvu.com
• Бункер Вермахта вблизи уничтоженного Розового павильона
• Слуцк / Павловск, 1946 г. Фото из vk-альбома, с www.pastvu.com
• Разбор сооружения для солдат Вермахта вблизи уничтоженного Розового павильона • Слуцк / Павловск, 1948 гг. Фото из vk-альбома, с www.pastvu.com
• ▬▬▬▬ •
• Воссоздание павильона было начато лишь в конце 1970-х гг. ХХ века, по инициативе директора Павловского дворцово-паркового ансамбля Анны Ивановны Зеленовой.
• Павловск, Розовый павильон. Проект воссоздания С.В. Поповой-Гунич.
• Архитектор-художник Софья Васильевна Попова-Гунич (справа) и техник-архитектор Галина Воронова за работой над документами по восстановлению Розового павильона Павловского парка в специализированной реставрационной мастерской №9 • Июнь 1971 г. Фото Н.Н. Боброва из ЦГАКФФД.
• Павловск, Розовый павильон в процессе воссоздания.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Павловск, Розовый павильон в процессе воссоздания.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Павловск, Розовый павильон: воссозданный фриз на фасаде.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Наружные росписи и внутренняя отделка павильона была воссоздана бригадой реставраторов под руководством Леонида Александровича Любимова.
• Павловск: на работу в Розовый павильон.
• Слева направо: В.А. Хмелевский, Л.А. Любимов, М.П. Васильев.
• Конец 1980-х - 1990-е гг.
• Павловск, Розовый павильон. Л.А. Любимов за работой.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Павловск, Розовый павильон. Картон для воссоздания росписи. Бумага, уголь, ретушь • Из личного архива В.А. Хмелевского
• Для художника-реставратора Виктора Андреевича Хмелевского, ученика Леонида Александровича Любимова, много лет потом работавший в его бригаде живописцев, это была первая масштабная работа по воссозданию. Он вспоминает: «...1988 г. Любимов пригласил меня сюда, в Павловск, для выполнения художественных работ в Павильоне роз, который в то время только начали восстанавливать. Он уже был построен, но нам еще предстояла большая подготовительная работа — надо было сделать эскизы, картоны, эталоны… Конечно, у нас было достаточное количество фотодокументов, что бывает не часто, обмеры, акварель Танцевального зала Розового Павильона нашли в Третьяковской галерее. Наша работа длилась семь лет — и мы работали увлеченно. Нас никто не торопил, что не могло ни радовать. Тогда директором музея-заповедника в Павловске был Юрий Витальевич Мудров. Монохромная живопись под золоченую бронзу, так называемая «арматура», от латинского — вооружение, (композиции, составленные из доспехов и оружия) написана по штукатурке клеевыми красками, а полихромная (цветочные венки, гирлянды) — на бязи, которая клеилась на плафон и фриз. Причем так и было сделано художником Дж. Б. Скотти изначально. Затем следовала бликовка золотом, создавая объем и особую нарядность всей живописи...»
• Фрагмент росписи с бликовкой золотом.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Павловск. Роспись конхи в апсиде ротонды Розового павильона. Художник-реставратор В.А. Хмелевский, ученик и коллега Л.А. Любимова
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Роспись конхи в апсиде ротонды.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• ▬▬▬▬ •
• Сделаем небольшое отступление: мы делали этот сайт, основываясь на воспоминаниях близких художника-реставратора Любимова. Поначалу собирать материалы было очень трудно: фотографий в семейном архиве сохранилось ограниченное количество, практически никаких документов о работах Леонида Александровича у нас не было. А тематических статей о воссоздании дворцов-музеев Петербурга и его пригородов в 2010-х гг. в интернете опубликовано было немного. Рылись в книгах, в газетных публикациях.
• К сожалению, добывать информацию у близких – крайне трудная задача: у людей никогда не находится достаточно свободного времени, чтобы просто поискать фотографии или записать несколько строк. Большинство не осознаёт, как стремительно уходит время – и уходит порой безвозвратно. Ведь с потерей каждого человека, всегда внезапной, бесценный груз его уникальных воспоминаний загружается в тот архив вечности, к которому нет доступа простым смертным...
• Павловск, Розовый павильон. Леонид Александрович Любимов за работой.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Да и мы, создатели сайта – всего лишь обычные люди, занятые повседневной работой: сын мастера Никита Леонидович Любимов, работающий в области полиграфии, и его жена, драматург Ольга Викторовна Зверлина. Так что кропотливая работа над сайтом – в основном стараниями последней – шла почти десяток лет. И сайт обновляется по мере появления новых сведений, которые мы неустанно ищем, ведь сейчас опубликовано много новых прекрасных статей и сборников по истории послевоенной российской художественной реставрации.
• В процессе информационного пополнения сайта нам сильно помог ученик мастера – художник-реставратор Виктор Андреевич Хмелевский. Несмотря на занятость работой, он отсканировал и прислал из своего личного архива много редких фотографий, наполнивших сайт бесценным ощущением подлинности происходившего. Ведь каждая такая фотография – застывший кусочек времени...
• Павловск, Розовый павильон: роспись купола ротонды. Художник-реставратор В.А. Хмелевский, ученик и коллега Л.А. Любимова
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• ▬▬▬▬ •
• Но вернёмся к Розовому павильону.
• Л.А. Любимов в Розовом павильоне.
• Из французского издания. Конец 1980-х - 1990-е гг.
• Л.А. Любимов за работой в ротонде.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Купол ротонды после воссоздания.
• Фото автора SerRb
• Ротонда после воссоздания.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Павловск, Розовый павильон: работа над плафоном. Слева направо: реставраторы Шаблыкины, Шаповалов, Л. Любимов, Андреев.
• Конец 1980-х - 1990-е гг. Из личного архива В.А. Хмелевского
• Деталь воссозданного плафона Танцевального зала (первоначальная роспись Дж.Б. Скотти) • Фото tsamoyloff 76
• 1. Картон угловой композиции плафона Танцевального зала (бумага, уголь, ретушь). 2. Деталь воссозданного плафона (первоначальная роспись Дж.Б. Скотти) • Из личного архива В.А. Хмелевского
• Фрагмент росписи плафона Танцевального зала • Из личного архива В.А. Хмелевского
• Сложной работой было воссоздание центральной люстры Розового павильона с цветочными гирляндами.
• Работы по воссозданию люстры: Л.А. Любимов и В.А. Хмелевский.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Воссоздание люстры (слева направо): фото 1. М.П. Васильев, В.А. Хмелевский, Л.А. Любимов; фото 2. В. Баринов, Н.И. Сопов, Л.А. Любимов.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Художник-реставратор В.А. Хмелевский вспоминает: «Отдельной историей в павильоне стало выполнение 20 цветочных гирлянд, которые крепятся к плафону и окружают центральную люстру, создавая, таким образом, что-то вроде цветочной корзины — интересное и необычное решение. Они выполнены из шелка и бязи, в среднем длина каждой гирлянды от пяти до семи метров. Для того чтобы их изготовить, потребовалось сделать 2,5 тысячи роз.
• 1. Гирлянды. Картон для воссоздания росписи плафона. Бумага, уголь, ретушь.
• 2. Фрагмент плафона Танцевального зала, с росписями в виде гирлянд и прикреплёнными гирляндами шёлковых роз.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Воссозданная люстра Танцевального зала с гирляндами шёлковых роз: их мастерили дети Леонида Александровича и их друзья • Фото Usouth
• Над изготовлением роз для гирлянд трудилась целая бригада. В качестве помощников – помоганцев, как любил говорить Леонид Александрович – привлекли и его детей Никиту и Алёну. Собирали розы допоздна, и однажды Никита поскользнулся на обледенелых ступенях павильона – и ушиб глаз. Поэтому на нижнем фото он в тёмных очках.
• Реставраторы и их помощники.
• Вверху: Любимовы, Леонид Александрович и слева приёмная дочь Наталья.
• Внизу, слева направо: сын Никита Любимов и ученик мастера, художник-реставратор Виктор Хмелевский.
• Из семейного архива Любимовых
• Кроме люстр в павильоне были и другие светильники: например, фарфоровые фонарики с росписью. Проект их воссоздания разработал ученик Л.А. Любимова В.А. Хмелевский.
• 1. Подлинный фонарик из Розового павильона на старой фотографии.
• 2. Воссоздание фонарика из Розового павильона: проект В.А. Хмелевского. 3. Воссозданный фонарик • Из личного архива В.А. Хмелевского
• Воссозданный Танцевальный зал павильона. 1996 г.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• Работы по воссозданию Розового павильона были закончены в 1996 г. Художник В.А. Хмелевский вспоминает с улыбкой: «В 1996 г. состоялось торжественное открытие Розового павильона. Была выпущена памятная медаль, но в тот день, нам с Любимовым её не хватило. Правда, потом всё-таки медали для нас нашли....»
• Художник-реставратор В.А. Хмелевский, ученик и коллега Л.А. Любимова, в воссозданном Танцевальном зале Розового павильона. 1996 г.
• Из личного архива В.А. Хмелевского
• В.А. Хмелевский «Розовый павильон и пруд». 1990-е гг.
• Вид на воссозданный Розовый павильон. 1996 г.
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Статья «Реставратор из Розового павильона»: воспоминания В.А. Хмелевского •
© Фотографии из личного архива В.А. Хмелевского, художника-реставратора •
© Фотографии из домашнего архива семьи Любимовых •
© Государственный музей-заповедник «Павловск» •
© Андрей Никифорович Воронихин •
© А.Н. Бенуа «Мои воспоминания»: книга 1, часть 2, глава 8 «Лето 1875 г. в Павловске» •
© Яндекс-фотки, автор Usouth •
© Старинные открытки с видами Павловска •
• Дополнительно •
© Личный сайт художника Юрия Михайловича Шаблыкина, участника воссоздания Розового павильона •
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •