«Реставратор Любимов»

 

 

 

Вернуться
бордюр

• Цитаты и ссылки на статьи о Л.А. Любимове

• к сожалению, некоторые статьи и сайты уже удалены •

(но мы сохранили в перечне ссылок хотя бы цитаты из них)

 

Охрана памятников истории и культуры Петербурга – Ленинграда: «...Большой вклад в восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов внесли архитекторы И.Г. Капцюг, А.Л. Ротач, А.Э. Гессен, И.Н. Бенуа, К.Д. Халтурин, А.А. Кедринский, М.М. Плотников, художники Н.В. Перцев, Я.А. Казаков, Л.А. Любимов...»

 

Белецкая Л.И. «Реставрация мозаик Спаса на крови» (2006 г.:) «...Графические и живописные проработки стали обязательными для икон «Святые апостолы Иоанн Богослов и Иаков Заведеев», «Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена», «Святой апостол Петр» и «Спиридоний Тримифунтский». Живописные эскизы к первой из них был выполнен художником В.Г. Корбаном, автором остальных был художник Л.А. Любимов...»

 

Энциклопедия Санкт-Петербурга. Петергоф, дворцово-парковый ансамбль: «...В ходе восстановления Петергофа сформировалась школа петерб. реставраторов (скульп. Э.П. Масленников, Л.М. Швецкая, живописцы Я.А. Казаков, Л.А. Любимов...»

 

Энциклопедия Санкт-Петербурга. Послевоенное восстановление памятников архитектуры «...С 1945 г. специалистов-реставраторов готовило ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (среди выпускников – мастера ленинградской школы реставрации: художник Л.А. Любимов...»

 

Наш Петергоф. Прогулки по залам «...Воссозданием плафона художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым завершилась реставрация Аудиенц-зала...» «...Китайские кабинеты... Почти двести лет спустя талантливые ленинградские реставраторы возродили уникальные интерьеры, установив в них два сохранившихся подлинных панно. Остальные лаковые панно, панели, роспись перекрытий и фонарей воссозданы по эскизам и под руководством Л. Любимова...»

 

Наш Петергоф А. Г. Раскин «Страницы истории: История Петергофа после Петра I» «...За большие заслуги в восстановлении художественных памятников Ленинграда наиболее искусные и талантливые реставраторы, много лет отдавшие труднейшему делу реставрации Петродворца, в 1972—1973 годах удостоены орденов и медалей, Государственных премий РСФСР, золотых и серебряных медалей и дипломов Академии художеств. Среди них — архитекторы В.М. Савков, Е.В. Казанская, скульпторы И.В. Крестовский, Г.Л. Михайлова, Э.П. Масленников, Л.М. Швецкая, резчик Б.К.Гершельман, мастер декоративной скульптуры Г.Ф. Цыганков, паркетчик И.И. Смирнов, живописцы Я.А. Казаков, Л.А. Любимов...»

 

Питермания.RU Аудиенц-зал «...Ряд сложных проблем возник перед художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым, возрождавшими погибший в годы войны плафон П. Балларини. В распоряжении мастеров имелись лишь исторические документы и черно-белая фотография плафона... начались работы...по написанию плафона... длились два с половиной года и закончились установкой воссозданного плафона на место...»

 

Википедия. Павильон Венеры «...В 1963—1965 годах павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производстенных мастерских. Живопись стен и плафона восстановлена художником Л.А. Любимовым...»

 

Газета «Все музеи»: статья «Библиотека Карла Росси» (18 мая 2001 г., автор Алексей ГУЗАНОВ, главный хранитель ГМЗ «Павловск») «...Бригада художников реставраторов под руководством опытнейшего и заслуженного мастера Л.А. Любимова выполнила работы по реставрации живописного плафона. Работа над росписью Библиотеки Росси стала одной из последних для талантливого мастера. Он ушел из жизни 13 апреля этого года и похоронен на Павловском кладбище...»

 

«Наука – это жизнь!» (Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций) – С.Н. Разгонов «Воскресшее эхо» «Еще в годы войны, едва блокада отступила от Ленинграда, молодой художник Яков Казаков включился в работу по восстановлению живописи пострадавших памятников. С ним в бригаде работали молодые живописцы, только что окончившие художественное училище.

• Все они любили Ленинград, иные пережили блокаду, видели, как погибали от сырости, пожаров и взрывов знаменитые творения искусства. Им, молодым и талантливым мастерам, выпала большая честь и большая ответственность – участвовать в возрождении живописного убранства Исаакиевского и Казанского соборов, Адмиралтейства, Эрмитажа, Русского музея и, конечно, дворцов в Ломоносове, Пушкине, Павловске, Петродворце... Всем им, поименованным в указе и не поименованным – общая награда, одна на всех – Ленинская премия 1986 г.

• У Леонида Любимов в блокадном Ленинграде погибли близкие. Его самого, умирающего от голода, вывезли на Большую землю. В родной город Леонид вернулся уже художником и с тех пор посвятил свою жизнь возрождению памятников. С именем Любимова связана уникальная реставрация – воссоздание лаковых панно Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца.

• Это одна из самых ярких страниц в летописи возрождения ленинградских пригородов. Молодой художник заново открыл рецепты восточных мастеров, самостоятельно разработал сложнейшую методику совершенно забытой у нас лаковой живописи и применил ее на практике. Ныне всех, кто бывает в Петродворце, поражает красота цветных панно, на лаковой поверхности которых рукой мастера легко и изысканно написаны жанровые сцены, китайские пейзажи, цветы. Весной прошлого года, в канун сорокалетия Победы, в Ленинград на Неделю изобразительного искусства приехала большая группа художников из разных городов и республик нашей страны. Я видел, как они были потрясены работой Любимова в Петродворце. Уж они-то понимали, какой труд и мастерство нужны были для возрождения лаковых панно...

Леонид Любимов – художник-исследователь, вдохновенный реставратор поврежденных войной и навсегда утраченных ценностей искусства. Он, как и Яков Александрович Казаков, один из лучших художников среди ленинградских живописцев-реставраторов. А для них, как и для минеров, поныне не кончилась война – каждый день они встречаются с ее разрушительными следами. И смысл их жизни в том, чтобы эти следы стереть навсегда.»

 

• О.А. Холоднова «Реставрация росписей дворца Монплезир в Петергофе»сборник статей «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший» (по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010 г. – стр. 69.): «...В июле–августе 1999 г. поправили и законсервировали живопись в Буфетной и кессоны Парадного зала, пораженные сыростью; те же работы провели сначала в западной галерее и люстгаузе (май–октябрь 2000 г.), а потом в восточной галерее и люстгаузе (лето 2001 г.). Эту работу выполнили реставраторы С.Г. Лукьянов, А. В. Шорохов, В.А. Хмелевский, В.В. Литвин во главе с художником Л.А. Любимов...»

• Уточнение редактора сайта: летом 2001 г. работы в Монплезире велись бригадой уже без Леонида Александровича Любимова - он скоропостижно скончался в апреле 2001 г.

 

• В.М. Белковская «Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы»сборник статей «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший» (по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010 г. – стр. 63.): «В 1978 г. художник-реставратор высшей квалификации Леонид Александрович Любимов (1927–2001) разработал методику воссоздания живописи Парадной лестницы и возглавил бригаду художников. К тому времени у него был немалый опыт подобных работ: с 1961 г. он реставрировал живопись в музеях Петергофа и Ораниенбаума, с 1965 г. воссоздавал панно Китайских кабинетов в Большом Петергофском дворце. Многочисленные подготовительные графические работы для этих интерьеров хранятся в фонде «Архив» ГМЗ «Петергоф». Среди его работ следует упомянуть живописную отделку интерьеров Елагина дворца, росписи Вольеров в Петергофе и фасадов Пиль-башни в Павловске. В 1972 г. в связи с 55-летием его творчество было отмечено наградами. Л.А. Любимов получил Золотую медаль президиума Академии художеств и орден «Знак Почёта». В 1990-х гг. он руководил работами по воссозданию художественной отделки интерьеров в Розовом павильоне в Павловске. По приглашению Л.А. Любимова в Петергофе начал работать член Союза художников Владилен Алексеевич Никифоров (1928–1988). Художники были знакомы со времен совместной учебы в мастерской монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной...»

«В августе 1982 г. те же художники приступили к воссозданию живописи Танцевального зала. Руководство работами взял на себя В.Г. Корбан. Авторство 12 холстов в форме тондо, установленных над зеркалами, принадлежит Л.А. Любимову. Как обычно, он предварительно разработал эскизы и картоны утраченных композиций. Цветовое решение этих произведений основывалось на аналогии – четырёх сохранившихся подлинных картинах Джузеппе Валериани... В 1986 г. работы были приостановлены на три года. В этот период Л.А. Любимов, В.Г. Корбан и В.А. Никифоров воссоздали росписи падуг в двух гостиных Екатерининского корпуса Монплезира...»

«Таким образом, живописное убранство парадных интерьеров Большого Петергофского дворца восстанавливалось огромными усилиями, многолетним творческим трудом. За десять лет живописцы Л.А. Любимов, В.А. Никифоров, В.Г. Корбан создали более 500 м2 монументально-декоративных росписей. Художники-реставраторы, детьми видевшие войну, посвятили свой талант и труд возрождению утраченного. Для того чтобы оценить их труд, уместно представить характеристику этого вида искусства, которая могла бы быть дана в XVIII в.: «Роспись является самою чистою живописною работаю и искусным письмом, как в орнаментах гротических, так и в фигурах достойная»...»

 

«Реставратор из Розового павильона» - интервью 2015 г. с В.А. Хмелевским, учеником Л.А. Любимова: «...Любимов пригласил меня... в Павловск, для выполнения художественных работ в Павильоне роз, который в то время только начали восстанавливать. Он уже был построен, но нам ещё предстояла большая подготовительная работа — надо было сделать эскизы, картоны, эталоны… Конечно, у нас было достаточное количество фотодокументов, что бывает не часто, обмеры, акварель Танцевального зала Розового Павильона нашли в Третьяковской галерее. Наша работа длилась семь лет — и мы работали увлечённо... В 1996 г. состоялось торжественное открытие Розового павильона. Была выпущена памятная медаль, но в тот день, нам с Любимовым её не хватило. Правда, потом всё-таки медали для нас нашли....»

«А потом мы продолжали работать с Любимовым и бригадой на различных объектах, в основном, во дворцах Петергофа, в Царском Селе, Таврическом дворце... В 2000 г. мы реставрировали плафон в Библиотеке Росси (в Павловском дворце). Известно, что во время войны она была уничтожена пожаром, перекрытие между Библиотекой и Галереей Гонзаго было обрушено. После войны художник и реставратор Анатолий Трескин восстановил живопись Барнабо Медичи, но со временем она тоже потребовала реставрации. Потом нам пришлось реставрировать две небольшие фрески Скотти в туалетной Марии Федоровны... В 1989 г. (в Царском селе) мы расписывали фрески на фасадах в Китайской деревне. А в 1996 г. воссоздали живопись в павильоне «Зал на острову» по проекту архитектора А.А. Кедринского...»

«У нас была большая работа в церкви Святой Екатерины в Мурино, в районе станции метро «Девяткино». Эта церковь была построена в 1790 г. рхитектором Львовым, а иконы для неё писал Боровиковский. Храм чудом сохранился, потому что уже было решение о его сносе. Но всё убранство там было утрачено, поэтому нам приходилось всё воссоздавать по аналогии с другими храмами и работами мастеров того времени. Настоятелю, отцу Николаю, удалось договориться с Русским музеем — и мы копировали там работы Боровиковского, Шебуева, Варнека, написали запрестольный образ Воскресения по эскизу Брюллова — всего 17 работ. Например, Боровиковский написал образы четырех евангелистов для Царских врат Казанского собора. Мы их скопировали размером в несколько раз больше для парусов храма в Мурино...»

«В Петергофе в течение двух летних сезонов в 2000–2001 годах мы проводили технически сложную реставрацию живописи Монплезира. В Большом дворце Петергофа занимались реставрацией живописи на парадной лестнице. В свое время Любимов, Никифоров и Корбан воссоздавали там живопись, и к 2003 году пришло время реставрации настенной живописи и большого плафона...»

«В 1995 г. Иван Петрович Саутов, директор ГМЗ «Царское Село», пригласил нас (бригаду Л.А. Любимова) поработать в Москве, в Сенатском дворце Кремля. Дворец был построен по проекту архитектора Матвея Казакова, но там никогда не было живописи. Уже современные петербургские архитекторы сделали проект росписей в ряде помещений, и нам предстояло в кратчайшие сроки выполнить живопись, что и было сделано. Сейчас дворец является рабочей резиденцией президента России...»

«(Вспоминаю) моего учителя, наставника и друга Леонида Александровича Любимова, человека необыкновенно мягкого и деликатного, но в работе принципиального и требовательного, большого мастера с душой ребенка... Любимов был председателем художественного совета по реставрации, его приглашали на приемку работ, и он часто брал меня с собой... С Анатолием Михайловичем Кучумовым, хранителем Павловского дворца, мне довелось встретиться однажды... Мы сидели здесь, в Павильоне роз, и беседовали втроём с Любимовым...»

 

 

Главная