Вернуться

 

 

 

 

бордюр

• Елагин (Елагинский) дворец •

 

Елагин дворец

• Елагин остров был получен во владение И. Елагиным в 1777 г. Архитектором, построившим дом для И.П. Елагина, был Дж. Кваренги.

Елаг.дворец

• Дом Елагина на Елагином (Мишином) острове. Чертёж Дж. Кваренги, 1790-е гг.

• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»

 

Елаг.дворец

• В. Барт «Елагинский дворец». 1780-е гг.

• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»

 

Елаг.дворец

• Вид Елагина дворца при Елагине •

• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»

 

• В начале XIX века дом был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. Перестроить Елагин дворец было поручено в 1818 г. знаменитому зодчему К. Росси. Архитектору требовалось реконструировать старый особняк, а не возводить новый. Смета на постройку составляла примерно 1,5 млн рублей, работы по перестройке здания закончились в 1819 г., отделка внутренних помещений шла до 1822 г.

• По проекту К. Росси на острове было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

• Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, а также художники-декораторы: Дж.Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.

Елаг.дворец

• Елагин дворец. 1900-е гг.

• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»

 

• После национализации в 1918 г. во дворце размещался Музей быта, затем – Культурно-Воспитательный центр, Дом отдыха.

Елаг.дворец

• Дом отдыха в Елагином дворце. 1930-е гг. •

• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»

 

• Грянула Вторая Мировая война. При артобстреле 16 января 1942 г. в здание попали три снаряда: два из них, пробив кровлю и межэтажные перекрытия, разорвались в подвале, сильно повредив Переднюю (ныне Вестибюль I), а третий – частично разрушил каменную лестницу восточного фасада. Но основной урон нанёс дворцу пожар, возникший на следующий день из-за халатности сотрудников Базы отдыха. Сгорела крыша, деревянные перекрытия, деревянная резная лестница; пострадала внутренняя отделка комнат: живописные плафоны, двери, искусственный мрамор, лепнина, резной декор, паркеты... Уцелели лишь две чугунные лестницы1.

Елаг.дворец

• Разрушенный Елагин дворец в 1942 г.

• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)

 

• В 1946 г. архитектором В.М. Савковым были выполнены обмеры разрушенного дворца и проведена фиксация уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Он начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии и была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца. Проект воссоздания был разработан архитектором М.М. Плотниковым.

Елаг.дворец 1952

• Восточный фасад Елагиноостровского дворца до реставрации. 1952 г.1.

 

Елаг.дворец 1954

• Овальный зал: армирование полуколонн. 1954 г. Из архива ЕОДМ1.

 

• По проекту историческая декоративная отделка воссоздавалась лишь в помещениях первого этажа: бывших парадных залах и личных покоях императрицы. Помещения второго и третьего этажей предназначались для культурного досуга отдыхающих, а потому должны были иметь нейтральную отделку – за исключением кабинета Александра I на втором этаже и зала Домовой церкви на третьем1.

Елаг.дворец 1953

• Малиновая гостиная. Постановка лепных деталей фриза. 1953 г.1.

 

• Реставрация продолжалась до 1961 г. Наш краткий рассказ о ней основан на статье О.Ю. Комаровой «История возрождения Елагиноостровского дворца после Великой Отечественной войны»1

• Основой в работе художников стали уцелевшие на стенах фрагменты подлинной росписи и фотографии, сделанные сразу после разрушения дворца. Кропотливо изучались архивные документы, проекты интерьеров К.И. Росси, довоенные фотографии. Были выполнены фотоснимки других росписей Дж.Б. Скотти: в интерьерах дома Бобринских, в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного штаба и Юсуповском дворце.

• Руководитель бригады художников-реставраторов Л.А. Любимов сумел за короткий срок справиться с поставленной задачей. В 1954 г. он представил на рассмотрение экспертов проекты воссоздания плафонов бывшей Церкви, Овального зала, бывшей Спальни императрицы, Вестибюля, а также проект росписи нового помещения: «Кассового вестибюля».

• Для Кассового вестибюля, появившегося в результате реконструкции, Л.А. Любимов разработал проект росписи плафона и фриза в стилистике росписей Дж.Б. Скотти для Передней, по аналогии с росписями этого художника в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного Штаба, Шуваловском дворце.

• Из домовой церкви предполагалось сделать биллиардную, поэтому вместо религиозных сюжетов всю центральную часть плафона и полусферы решено было расписать кессонами в технике гризайль.

• Проект росписи плафона для Кабинета Александра I был составлен по фотографиям и историческому описанию, с использованием аналогий в интерьерах Горного института и дома Конюшенного ведомства.

 

▬▬▬▬

 

• В 1950-е гг. живописный цех располагался рядом с дворцом на территории бывшей оранжереи. Работала бригада живописцев Л.А. Любимова: И.И. Пиккиев, О.М. Денисова, Э.В. Ермолин, А.А. Бобылев.

Елагин остров: Л.Любимов, И.Пиккиев

• Молодой Леонид Любимов (вверху слева) с коллегами по работе.

• Внизу, справа налево: И.И. Пиккиев, А.А. Бобылев и О.М. Денисова(?).

• Ленинград, Елагин остров, 1950-1960-е гг.

 

Елагин остров: Л.Любимов, И.Пиккиев

• Молодой Леонид Любимов с коллегами по работе в Елагином дворце.

• Слева направо: И.И. Пиккиев, Б.Ф. Борзин, Л.А. Любимов, Э.В. Ермолин.

• Ленинград, Елагин остров, ранняя осень 1960 г.

 

• Сын художника Никита Любимов вспоминает, как в этот период они с сестрой, совсем ещё малышами, приезжали весной и летом с мамой на Елагин остров: навестить на работе отца, с которым виделись очень мало из-за его полной занятости проектом. Гуляли по прекрасному парку, а потом детей устраивали на дневной сон внутри самого Елагина дворца – в помещениях, где вовсю шла реставрация: для этих целей Леонид Александрович специально привёз раскладные кровати, их поставили прямо под окнами одного из залов первого этажа.

• А в качестве образца для пухлых амуров и ангелочков Леонид Александрович часто использовал младенческие фотографии своих детей – или сделанные с них наброски.

• Скульптурное убранство воссоздали скульпторы Г.А. Михайлова и Э.П. Масленников, модельщики Н.И. Оде и Д.Д. Малашкин. Сложный лепной декор выполнила бригада А.Е. Громова. Паркет набирали мастера бригады К.А. Караваева.

• Приёмная комиссия высоко оценила качество проведённой реставрации.

• Дворец был открыт для посетителей в 1962 г. Тогда здесь размещался однодневный Дом отдыха, на первом этаже – выставочные залы, в церковном помещении – танцевальный зал.

Елаг.дворец.Разрушения Елаг.дворец. Воссоздание

• 1. Разрушенная восточная анфилада парадных залов. Вид из Фарфорового кабинета. 1942 г. • Фото из архива ЕОДМ

• 2. Фото после воссоздания •

 

 

• Передняя/Вестибюль •

Елаг.дворец

• Елагин дворец. Разрушенный Вестибюль в 1942 г.

• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)

 

• Одной из первых в 1954 г. бригадой живописцев Я.А. Казакова была восстановлена роспись Передней в технике гризайль.

Вестибюль 1914

• Елагин дворец. Передняя/Вестибюль. 1914 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com

 

Вестибюль 2018

• Елагин дворец. Передняя/Вестибюль в 2018 г.

• Фото из публикации

 

 

• Фарфоровый кабинет •

Елаг.дворец

• Елагин дворец. Разрушенный Фарфоровый кабинет в 1942 г.

• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)

 

• Особенно замечательны росписи углового, так называемого Фарфорового, кабинета, для отделки стен и потолка которого использовался стюк – белоснежный искусственный мрамор, очень похожий на фарфор.

Фарфоровый каб.

• Живопись художника-декоратора Антонио Виги сильно пострадала во время пожара 1942 г.: сохранившиеся фрагменты изменили цвет и потемнели от копоти. Цветовую гамму подобрали на основе живописи в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного штаба и дворце Юсуповых.

Фарфоровый каб. 1914

• Елагин дворец. Кабинет государыни императрицы. 1914 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com

 

Фарфоровый каб. Фарфоровый каб.

• Обязательным условием этой работы стало изготовление эталонов на щитах белого искусственного мрамора из чистого гипса. Картоны многофигурных композиций выполнены Л.А. Любимовым и Б.Ф. Борзиным.

Елагин остров: Л.Любимов, И.Пиккиев

• Молодой Леонид Любимов с коллегами по работе в Елагином дворце.

• Слева направо: Л.А. Любимов, Э.В. Ермолин, Б.Ф. Борзин, И.И. Пиккиев.

• Ленинград, Елагин остров, ранняя осень 1960 г.

 

• На фотографиях ниже – воссозданная Л.А. Любимовым роспись Антонио Виги и Дж.Б. Скотти.

Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб. Фарфоровый каб.

 

 

• Овальный зал •

Елаг.дворец

• Елагин дворец. Разрушенный Овальный зал в 1942 г.

• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)

 

• Основой для росписи плафонов Овального зала, Спальни императрицы и Туалетной стали сохранившиеся фотографии фрагментов живописи и исторические описания.

Овальный зал 1914

• Елагин дворец. Овальный зал. 1914 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com

 

Овальный зал 2018

• Елагин дворец. Овальный зал в 2018 г.

• Фото из публикации

 

 

• Опочивальня/Спальня императрицы •

• На фото ниже – восстановленные росписи потолка и фриза художника Дж.Б. Скотти.

Опочивальня Опочивальня Опочивальня 2018

• Елагин дворец. Опочивальня в 2018 г.

• Фото из публикации

 

 

• Туалетная •

• На фото ниже – восстановленные росписи потолка и фриза в технике гризайль Дж.Б. Скотти.

Туалетная Туалетная

 

 

• Столовая зала •

• Особенно сложная задача стояла перед Л.А. Любимовым при воссоздании живописи Столового зала, утраченной в 1840 г. Плафон зала был воссоздан на основе эскиза плафона работы Дж.Б. Скотти, обнаруженного Любимовым в 1953 г. в Отделе рисунка Государственного Эрмитажа. Эскиз был близок по пропорциям к плафону Столового зала Елагиноостровского дворца, детали композиции совпадали с историческим описанием росписи 1820-х гг. Но на обнаруженном эскизе имелась лишь половина композиции: недостающие многофигурные панно пришлось скомпоновать на основе ряда рисунков Дж.Б. Скотти и его росписей Голубой гостиной дома Бобринских.

Столовая зала Столовая зала Столовая зала

 

 

• Голубая гостиная •

• Проект плафона и декора дверей для Голубой гостиной выполнял художник-реставратор А.Н. Ступин. Танцующие полихромные женские фигуры, расположенные по окружности, восстанавливал В.Г. Корбан на основе росписи Белой гостиной в Доме Учителя. Многофигурные композиции-картоны выполнил А.Н. Ступин, основываясь на росписи Голубой гостиной здания Главного штаба.

Елаг.дворец 1959

• А.Н. Ступин работает в Овальном зале над картонами для воссоздания живописи падуг Голубой гостиной. 1959 г. Из архива ЕОДМ1.

 

• На фото ниже – восстановленные росписи потолка, фризы и десюдепорты Дж.-Б.Скотти.

Голубая гостиная Голубая гостиная Голубая гостиная

 

 

• Малиновая гостиная •

Малиновая гост. 1914

• Елагин дворец. Малиновая гостиная. 1914 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com

 

• В Малиновой гостиной четыре полихромные многофигурные композиции восстанавливали по фотографиям, описаниям, аналогиям Дж.Б. Скотти в Михайловском дворце и Главном штабе. Их написали на холсте, закрепили на подрамниках и установили на падуги потолка. Пилястры расписывали по сохранившимся отдельным фрагментам и довоенным фоторепродукциям. По цвету живопись гостиной была согласована с воссозданным малиновым штофом стен и искусственным мрамором.

Малиновая гостиная Малиновая гостиная Малиновая гостиная Малиновая гостиная Малиновая гостиная

 

 

• Во время послевоенного восстановления Елагиноостровского дворца зарождалась знаменитая на весь мир ленинградская школа реставрации. Многие методики и приемы научной реставрации памятников архитектуры отрабатывались мастерами впервые именно на этом объекте..

 

 

• Примечания •

 

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Фотографии Елагина дворца на www.pastvu.com

 

© Сайт «Бродячая камера», фото Петра Соболева

 

© Сайт «Бизнес Санкт-Петербурга»: муниципальное предприятие Проектный Институт Реставрации памятников истории и культуры «Ленпроектреставрация»

 

© Публикация zabroshki «Елагин дворец» на Яндекс-Дзен

 

• Большая часть фотографий размещена с любезного согласия их авторов • Фотографы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены •

 

Главная