• Елагин (Елагинский) дворец •
• Елагин остров был получен во владение И. Елагиным в 1777 г. Архитектором, построившим дом для И.П. Елагина, был Дж. Кваренги.
• Дом Елагина на Елагином (Мишином) острове. Чертёж Дж. Кваренги, 1790-е гг.
• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»
• В. Барт «Елагинский дворец». 1780-е гг.
• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»
• Вид Елагина дворца при Елагине •
• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»
• В начале XIX века дом был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. Перестроить Елагин дворец было поручено в 1818 г. знаменитому зодчему К. Росси. Архитектору требовалось реконструировать старый особняк, а не возводить новый. Смета на постройку составляла примерно 1,5 млн рублей, работы по перестройке здания закончились в 1819 г., отделка внутренних помещений шла до 1822 г.
• По проекту К. Росси на острове было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.
• Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, а также художники-декораторы: Дж.Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.
• Елагин дворец. 1900-е гг.
• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»
• После национализации в 1918 г. во дворце размещался Музей быта, затем – Культурно-Воспитательный центр, Дом отдыха.
• Дом отдыха в Елагином дворце. 1930-е гг. •
• Фото из книги С. Петрова «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»: глава «Елагинский дворец»
• Грянула Вторая Мировая война. При артобстреле 16 января 1942 г. в здание попали три снаряда: два из них, пробив кровлю и межэтажные перекрытия, разорвались в подвале, сильно повредив Переднюю (ныне Вестибюль I), а третий – частично разрушил каменную лестницу восточного фасада. Но основной урон нанёс дворцу пожар, возникший на следующий день из-за халатности сотрудников Базы отдыха. Сгорела крыша, деревянные перекрытия, деревянная резная лестница; пострадала внутренняя отделка комнат: живописные плафоны, двери, искусственный мрамор, лепнина, резной декор, паркеты... Уцелели лишь две чугунные лестницы1.
• Разрушенный Елагин дворец в 1942 г.
• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)
• В 1946 г. архитектором В.М. Савковым были выполнены обмеры разрушенного дворца и проведена фиксация уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Он начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии и была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца. Проект воссоздания был разработан архитектором М.М. Плотниковым.
• Восточный фасад Елагиноостровского дворца до реставрации. 1952 г.1.
• Овальный зал: армирование полуколонн. 1954 г. Из архива ЕОДМ1.
• По проекту историческая декоративная отделка воссоздавалась лишь в помещениях первого этажа: бывших парадных залах и личных покоях императрицы. Помещения второго и третьего этажей предназначались для культурного досуга отдыхающих, а потому должны были иметь нейтральную отделку – за исключением кабинета Александра I на втором этаже и зала Домовой церкви на третьем1.
• Малиновая гостиная. Постановка лепных деталей фриза. 1953 г.1.
• Реставрация продолжалась до 1961 г. Наш краткий рассказ о ней основан на статье О.Ю. Комаровой «История возрождения Елагиноостровского дворца после Великой Отечественной войны»1
• Основой в работе художников стали уцелевшие на стенах фрагменты подлинной росписи и фотографии, сделанные сразу после разрушения дворца. Кропотливо изучались архивные документы, проекты интерьеров К.И. Росси, довоенные фотографии. Были выполнены фотоснимки других росписей Дж.Б. Скотти: в интерьерах дома Бобринских, в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного штаба и Юсуповском дворце.
• Руководитель бригады художников-реставраторов Л.А. Любимов сумел за короткий срок справиться с поставленной задачей. В 1954 г. он представил на рассмотрение экспертов проекты воссоздания плафонов бывшей Церкви, Овального зала, бывшей Спальни императрицы, Вестибюля, а также проект росписи нового помещения: «Кассового вестибюля».
• Для Кассового вестибюля, появившегося в результате реконструкции, Л.А. Любимов разработал проект росписи плафона и фриза в стилистике росписей Дж.Б. Скотти для Передней, по аналогии с росписями этого художника в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного Штаба, Шуваловском дворце.
• Из домовой церкви предполагалось сделать биллиардную, поэтому вместо религиозных сюжетов всю центральную часть плафона и полусферы решено было расписать кессонами в технике гризайль.
• Проект росписи плафона для Кабинета Александра I был составлен по фотографиям и историческому описанию, с использованием аналогий в интерьерах Горного института и дома Конюшенного ведомства.
• ▬▬▬▬ •
• В 1950-е гг. живописный цех располагался рядом с дворцом на территории бывшей оранжереи. Работала бригада живописцев Л.А. Любимова: И.И. Пиккиев, О.М. Денисова, Э.В. Ермолин, А.А. Бобылев.
• Молодой Леонид Любимов (вверху слева) с коллегами по работе.
• Внизу, справа налево: И.И. Пиккиев, А.А. Бобылев и О.М. Денисова(?).
• Ленинград, Елагин остров, 1950-1960-е гг.
• Молодой Леонид Любимов с коллегами по работе в Елагином дворце.
• Слева направо: И.И. Пиккиев, Б.Ф. Борзин, Л.А. Любимов, Э.В. Ермолин.
• Ленинград, Елагин остров, ранняя осень 1960 г.
• Сын художника Никита Любимов вспоминает, как в этот период они с сестрой, совсем ещё малышами, приезжали весной и летом с мамой на Елагин остров: навестить на работе отца, с которым виделись очень мало из-за его полной занятости проектом. Гуляли по прекрасному парку, а потом детей устраивали на дневной сон внутри самого Елагина дворца – в помещениях, где вовсю шла реставрация: для этих целей Леонид Александрович специально привёз раскладные кровати, их поставили прямо под окнами одного из залов первого этажа.
• А в качестве образца для пухлых амуров и ангелочков Леонид Александрович часто использовал младенческие фотографии своих детей – или сделанные с них наброски.
• Скульптурное убранство воссоздали скульпторы Г.А. Михайлова и Э.П. Масленников, модельщики Н.И. Оде и Д.Д. Малашкин. Сложный лепной декор выполнила бригада А.Е. Громова. Паркет набирали мастера бригады К.А. Караваева.
• Приёмная комиссия высоко оценила качество проведённой реставрации.
• Дворец был открыт для посетителей в 1962 г. Тогда здесь размещался однодневный Дом отдыха, на первом этаже – выставочные залы, в церковном помещении – танцевальный зал.
• 1. Разрушенная восточная анфилада парадных залов. Вид из Фарфорового кабинета. 1942 г. • Фото из архива ЕОДМ
• 2. Фото после воссоздания •
• Передняя/Вестибюль •
• Елагин дворец. Разрушенный Вестибюль в 1942 г.
• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)
• Одной из первых в 1954 г. бригадой живописцев Я.А. Казакова была восстановлена роспись Передней в технике гризайль.
• Елагин дворец. Передняя/Вестибюль. 1914 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com
• Елагин дворец. Передняя/Вестибюль в 2018 г.
• Фото из публикации
• Фарфоровый кабинет •
• Елагин дворец. Разрушенный Фарфоровый кабинет в 1942 г.
• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)
• Особенно замечательны росписи углового, так называемого Фарфорового, кабинета, для отделки стен и потолка которого использовался стюк – белоснежный искусственный мрамор, очень похожий на фарфор.
• Живопись художника-декоратора Антонио Виги сильно пострадала во время пожара 1942 г.: сохранившиеся фрагменты изменили цвет и потемнели от копоти. Цветовую гамму подобрали на основе живописи в Михайловском дворце (ГРМ), здании Главного штаба и дворце Юсуповых.
• Елагин дворец. Кабинет государыни императрицы. 1914 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com
• Обязательным условием этой работы стало изготовление эталонов на щитах белого искусственного мрамора из чистого гипса. Картоны многофигурных композиций выполнены Л.А. Любимовым и Б.Ф. Борзиным.
• Молодой Леонид Любимов с коллегами по работе в Елагином дворце.
• Слева направо: Л.А. Любимов, Э.В. Ермолин, Б.Ф. Борзин, И.И. Пиккиев.
• Ленинград, Елагин остров, ранняя осень 1960 г.
• На фотографиях ниже – воссозданная Л.А. Любимовым роспись Антонио Виги и Дж.Б. Скотти.
• Овальный зал •
• Елагин дворец. Разрушенный Овальный зал в 1942 г.
• Фото из книги «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (Стройиздат. 1987 г.)
• Основой для росписи плафонов Овального зала, Спальни императрицы и Туалетной стали сохранившиеся фотографии фрагментов живописи и исторические описания.
• Елагин дворец. Овальный зал. 1914 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com
• Елагин дворец. Овальный зал в 2018 г.
• Фото из публикации
• Опочивальня/Спальня императрицы •
• На фото ниже – восстановленные росписи потолка и фриза художника Дж.Б. Скотти.
• Елагин дворец. Опочивальня в 2018 г.
• Фото из публикации
• Туалетная •
• На фото ниже – восстановленные росписи потолка и фриза в технике гризайль Дж.Б. Скотти.
• Столовая зала •
• Особенно сложная задача стояла перед Л.А. Любимовым при воссоздании живописи Столового зала, утраченной в 1840 г. Плафон зала был воссоздан на основе эскиза плафона работы Дж.Б. Скотти, обнаруженного Любимовым в 1953 г. в Отделе рисунка Государственного Эрмитажа. Эскиз был близок по пропорциям к плафону Столового зала Елагиноостровского дворца, детали композиции совпадали с историческим описанием росписи 1820-х гг. Но на обнаруженном эскизе имелась лишь половина композиции: недостающие многофигурные панно пришлось скомпоновать на основе ряда рисунков Дж.Б. Скотти и его росписей Голубой гостиной дома Бобринских.
• Голубая гостиная •
• Проект плафона и декора дверей для Голубой гостиной выполнял художник-реставратор А.Н. Ступин. Танцующие полихромные женские фигуры, расположенные по окружности, восстанавливал В.Г. Корбан на основе росписи Белой гостиной в Доме Учителя. Многофигурные композиции-картоны выполнил А.Н. Ступин, основываясь на росписи Голубой гостиной здания Главного штаба.
• А.Н. Ступин работает в Овальном зале над картонами для воссоздания живописи падуг Голубой гостиной. 1959 г. Из архива ЕОДМ1.
• На фото ниже – восстановленные росписи потолка, фризы и десюдепорты Дж.-Б.Скотти.
• Малиновая гостиная •
• Елагин дворец. Малиновая гостиная. 1914 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 8: «Вокруг Петербурга» (1914) • с www.pastvu.com
• В Малиновой гостиной четыре полихромные многофигурные композиции восстанавливали по фотографиям, описаниям, аналогиям Дж.Б. Скотти в Михайловском дворце и Главном штабе. Их написали на холсте, закрепили на подрамниках и установили на падуги потолка. Пилястры расписывали по сохранившимся отдельным фрагментам и довоенным фоторепродукциям. По цвету живопись гостиной была согласована с воссозданным малиновым штофом стен и искусственным мрамором.
• Во время послевоенного восстановления Елагиноостровского дворца зарождалась знаменитая на весь мир ленинградская школа реставрации. Многие методики и приемы научной реставрации памятников архитектуры отрабатывались мастерами впервые именно на этом объекте..
• Примечания •
1 О.Ю. Комарова «История возрождения Елагиноостровского дворца после Великой Отечественной войны. Новое назначение Дворца в XX веке» – сборник статей «Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика ХХ Века» по материалам международной научной конференции 2014 г., стр 19: фото-приложения.
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Фотографии Елагина дворца на www.pastvu.com
© Сайт «Бродячая камера», фото Петра Соболева
© Публикация zabroshki «Елагин дворец» на Яндекс-Дзен
• Большая часть фотографий размещена с любезного согласия их авторов • Фотографы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены •