Вернуться

 

 

 

 

бордюр

• Эрмитаж. Иорданская лестница •

 

Иорданская лестн. 1947

• Иорданская лестница в 1947 г.

 

• В XVIII веке, во времена Екатерины II, главную парадную лестницу Зимнего дворца называли Посольской: по ней поднимались послы иностранных государств, направляясь в Тронный зал на приём к императрице.

Приём Екатериной турецкого посольства

• Т. Дмитриев, А.И. Казачинский «Приём Екатериной II турецкого посольства в Зимнем дворце 14 октября 1764 г.» (1790-е гг.)

 

• Теперь часто пишут, что Иорданской лестницу стали называть в XIX веке, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве. Недалеко от парадного входа в Зимний дворец во льду вырубалась прорубь для освящения воды — Иордань, над ней сооружалась беседка. В торжествах всегда принимали участие члены царской семьи.

• Но в подробной статье о Главной лестнице3 на сайте на сайте Молодёжного центра Эрмитажа искусствовед Т.В. Сонина излагает другие факты. Действительно, Иорданскими назывались подъезд и верхняя галерея, при этом название самой лестницы оставалось прежним: Посольская или Главная. И только после революции, когда Зимний дворец стал музеем, в лексикон экскурсоводов вошло и прижилось в нём название Иорданская3.

• Архитектором парадной лестницы был Растрелли. В ноябре 1756 г. он получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать»3. Его проектные чертежи лестницы считаются лучшими в графическом наследии архитектора.

• В 1758 г. Алексеем Бельским была выполнена модель лестницы.

Иорданская лестн. проект

• Ф.Б. Растрелли «Проект отделки главной лестницы»1 (Чертёж, 1750-е гг.)

 

• Бытует мнение, что первоначально главная лестница дворца была деревянной. Действительно, деревянными и золочёными были балясины галереи - сама же лестница была мраморной, о чём упоминает Растрелли в описании Зимнего дворца: «Кроме того, имеется парадная лестница в два марша с перилами из белого итальянского мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, украшенная несколькими статуями…»3

• Но поначалу Растрелли всё же предполагал сделать перила из золочёной меди, также как и вазы на пьедесталах, и основания колонн.

• А вот сдвоенные колонны галереи действительно были деревянными, облицованными розовым искусственным мрамором - хотя и о них часто пишут, что они были полностью мраморными.

• Роскошь декора парадной лестницы позволяла судить об отделке всего здания: в отличие от многих других помещений, она почти не изменила первоначальный облик. Хотя в архивах Эрмитажа остались записи с нелестными откликами о растреллиевских «лепных украшениях, довольно тощих, крашенных жёлтой краской, может быть по линялому золоту»1.

• Также часто ошибочно называют автором изначального потолочного плафона Главной лестницы итальянца Валериани. В действительности же, по выбору самого Растрелли, плафон был заказан венецианцу Франческо Фонтебассо, который вскоре приехал в Петербург. Сохранились документы, фиксирующие и объем работ, и имена исполнителей, и использованные в работе материалы, и стоимость всего проекта3.

• Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.

• Но увы, в 1837 г. это творение Растрелли уничтожил пожар.

 

 

• О пожаре Зимнего дворца •

• Ещё до возгорания в Фельдмаршальском зале у выхода в Министерский коридор начал улавливаться «дымный запах», который усилился днём 17 (29) декабря, за несколько часов до пожара.

Фельдмаршальский Зимнего дворца 1836

• С.К. Зарянко «Вид Фельдмаршальского зала до пожара 1837 г.»

 

• По свидетельству кочегаров и дровоносов, возгорание началось в одной из дымовых труб, заполненных сажей. Во дворец прибыли пожарные, но долгое время не могли определить очаг возгорания. После первого же удара ломом по стене, одна из фальшивых зеркальных дверей дворца рухнула - и вырвались языки пламени в человеческий рост: они быстро перекинулись вверх по деревянным балкам.

• Прибыв на место пожара, император Николай I, бывший до этого в театре, приказал разбить окна на хорах Фельдмаршальского зала, чтобы спасти людей от удушья. С приливом свежего воздуха огонь начал распространяться ещё быстрее, и к 6 часам утра огонь охватил весь дворец. Пожарные и добровольцы продолжали качать воду со стороны Эрмитажа. Огненное зарево было настолько велико, что его видели крестьяне и путники за 50-70 вёрст от столицы. Пожар потушили только через три дня: в огне погибли люди, в том числе пожарные.

Пожар Зимнего дворца 1837

• Pierre Marie Joseph Vernet «Пожар в Зимнем дворце»

 

• Причины пожара расследовала комиссия под руководством А.X. Бенкендорфа, и выяснилось, что возникновению пожара способствовала реконструкция помещений дворца под руководством зодчего О. Монферрана в 1833 г. При этом в Фельдмаршальском и Петровском залах установили фальшивые деревянные стены, а в воздушный мешок между ними и наружными каменными стенами, из-за инженерной ошибки, допущенной под контролем и одобрением самого императора, вывели дымовые трубы из подвальных помещений дворца. По словам историка В.М. Глинки, «Николай I мнил себя знатоком строительного дела и архитектуры, входил во все подробности дворцового строительства; без согласования с ним ничего не могло быть сделано при перестройках»2.

 

 

• Воссоздание Главной лестницы •

• Уничтоженная декабрьским пожаром 1837 г, лестница была воссоздана В.П. Стасовым. Николай I приказал «возобновить лестницу совершенно по-старому, заменив, однако, верхние колонны мраморными или гранитными». Были установлены сдвоенные колонны серого сердобольского гранита: восемь из них нашлись на складе - и к ним добавили две новые3. Серый полированный камень внёс нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и монументальнее.

• Верхний пролёт, как и прежде, освещали бронзовые лампы, подвешенные на длинных медных цепях.

Ф.Келерховен. Иорданская лестн. п. 1842

• Франц Келерховен «Парадная лестница в Зимнем дворце» (после 1842 г.)

• Литография по оригиналу В.С. Садовникова. Издание А.М. Прево, Санкт-Петербург. Отпечатано в мастерской Ж.-Р. Лемерсье, Париж.

 

• Ради сохранения замысла Растрелли архитектор Стасов не стал придерживаться своей обычной манеры: единственным крупным изменением стала закладка «фальшивых окон» первого этажа, которые не имели функционального значения, но способствовали созданию художественного эффекта, который до сих пор изумляет посетителей музея.

• На двадцатиметровой высоте был размещён плафон кисти Гаспаро Дициани «Олимп» - взамен сгоревшего плафона работы Франческо Фонтебассо, упомянутого нами выше.

• Плафон Г. Дициани тоже был создан в Венеции, в XVIII веке - и очевидно, поначалу он украшал потолок второй антикамеры, но был снят при переделке залов Джакомо Кваренги. Найденный плафон был довольно ветхим и «состоял из трёх штук с повреждёнными краями». Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона.

• Плафон Дициани оказался меньше старого: оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв, работавший в стиле, «сходном с прежним, в каком была исполнена лестница»1, расписал по эскизам Стасова.

Ухтомский Иорданская лестн. 1866

• К.А. Ухтомский «Парадная лестница в Зимнем дворце» (1866 г.)

Иорданская лестн. 1911-1912

• Иорданский вестибюль в Зимнем дворце. 1911-1912 гг.

• Из книги А.И. Успенского «Императорские дворцы», Т.1 (1913 г. РНБ)

 

 

 

• Годы войны и послевоенная реставрация •

• Во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в результате бомбёжек и обстрелов большая часть окон Эрмитажа была разбита, в залы проникали холод и сырость. Плафон Главной лестницы был сильно испорчен, от сырости он покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золочёной рамы осыпалась при малейшем сотрясении. Сотрудница Эрмитажа вспоминала: «Великолепие пустого, местами разрушенного Эрмитажа казалось нереальным. Мрамор и позолота под слоем инея. Иорданская лестница... страшно смотреть на ступени, сплошь устланные кусочками какой-то плёнки - это отслаивается и осыпается живопись плафона...»4

Эрмитаж. Блокада 1942-1943

• Залы Эрмитажа во время блокады. 1942-1943 гг.

• Фото Бориса Павловича Кудоярова

 

• В августе 1944 г. начались работы по восстановлению Эрмитажа. В 1947-1948 гг. была проведена реставрация Иорданской лестницы бригадой мастеров под руководством П.И. Кострова. Отреставрирован плафон «Олимп», восстановлена роспись его обрамления - холст, наклеенный на металлическую поверхность, темпера - выполнены выборочные работы по восстановлению лепного декора. Мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота.

• В 1965-1967 гг. вновь проводилась реставрация плафона «Олимп» бригадой художников под руководством Я.А. Казакова. В бригаду входили известные сейчас реставраторы: В.Г. Корбан, Л.А. Любимов, Ю.Ф. Шитов и другие. Восемь подрамников, составляющих живописную композицию, были демонтированы и перенесены в залы музея, специально закрытые для проведения этих работ. После завершения реставрации и установки подрамников на первоначальное место живописная композиция была обнесена позолоченной рамой.

 

 

• По воспоминаниям сына художника-реставратора Леонида Александровича Любимова - Никиты Любимова, бывшего тогда школьником, работа по реставрации частей плафона велись в одной из галерей, идущих вдоль Висячего сада: там было хорошее освещение. Судя по сохранившейся фотографии реставрационного процесса, это могла быть Восточная галерея.

Реставраторы в Эрмитаже

• Реставраторы работают в Эрмитаже над реставрацией плафона «Олимп». Второй справа – Л.А. Любимов.

• Ленинград, Эрмитаж. Фото 1960-х гг. www.tsarselo.ru

 

• Ведь историк М. Пыляев пишет, что именно в Восточной галерее «копировались обыкновенно картины профессорами и воспитанниками Академии Художеств...»3

Восточная галерея Эрмитажа 1861

• Э.П. Гау «Виды залов Малого Эрмитажа. Восточная галерея» (акварель, 1861 г.)

 

• Снятый плафон к тому времени был уже сильно потемневшим. Реставраторы работали только в течение светового дня. Чтобы улучшить освещение, сзади у стены размещали отражающие свет экраны. К концу работы, когда нужно было внести уточнения, чтобы добиться единой цветовой гаммы всех фрагментов, подрамники с частями плафона ставили вдоль стены чуть под углом, «ёлочкой», так что конец одного заходил на начало другого.

• У бригады Я.А. Казакова была ещё одна цель, кроме реставрации самого плафона. Ведь именно копия «Олимпа» Г. Дициани должна была увенчать воссозданный Картинный зал Большого Екатерининского дворца в Пушкине. И художники-реставраторы уже работали над этим проектом.

Пушкин Карт.зал. Плафон Пушкин Карт.зал. Плафон

• Детали плафона Картинного зала в процессе воссоздания.

• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото 1960-х гг. www.tsarselo.ru

 

• Для потолка Картинного зала Екатерининского дворца копия плафона была вписана в прямоугольную раму.

Плафон «Олимп»

• Часть плафона «Олимп» в Картинном зале.

• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото из публикации

 

• Вскоре после этой работы реставратор Л.А. Любимов ушёл из бригады Я.А. Казакова. Художнику был доверен большой проект: воссозданием лаковой живописи Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца. Он начал работать самостоятельно – или в содружестве с другими реставраторами. А потом возглавил свою бригаду художников.

Плафон Иорданской лестн. Эрмитаж

• Плафон «Олимп» на Иорданской лестнице после реставрации.

• Ленинград, Зимний дворец. Фото 1960-х гг. с www.tsarselo.ru

 

Иорданская лестн. 1970-1974

• Зимний дворец. Главная лестница. 1970-1974 гг. • Фото В. Куприянова

 

• В 2010 г. были проведены очередные комплексные работы по реставрации Иорданской лестницы.

Иорданская лестн.

• Иорданская лестница и плафон «Олимп»3

 

 

• Примечания •

 

1 Елена Грицак «Эрмитаж»

 

2 Статья Википедии «Пожар»

 

3 Статья Т.В. Сониной «Главная лестница» на сайте Молодёжного центра Эрмитажа

 

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Википедия. «Иорданская лестница»

 

© блог «История России»

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

 

Главная