Вернуться

 

 

 

 

бордюр

• Екатерининский корпус •

Екатерин.корпус

• Екатерининский корпус Монплезира.

• Петродворец, Нижний парк. Фото из публикации

 

• К западу от Монплезира в Нижнем парке Петергофа располагается небольшой каменный дворец, который архитектор Растрелли возвёл для Елизаветы Петровны в 1747-1754 гг. Тем не менее постройка поименована в честь другой императрицы – Екатерины II: ведь именно отсюда она начала свое триумфальное восшествие на престол. Ранее к корпусу был пристроен бревенчатый флигель, из которого Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где возглавила группу заговорщиков, поднявших гвардию и свергнувших её мужа – Петра III.

• В память о днях 1762 г., когда великая княгиня Екатерина Алексеевна стала императрицей Екатериной Великой, в передней корпуса поместили её скульптурный портрет работы скульптора Ф. Шубина. В годы войны мраморный оригинал был утрачен, теперь он заменён похожим скульптурным изображением императрицы.

Екатерин.корпус

• Екатерининский корпус. Приёмная (она же Передняя/Вестибюль) с мраморной статуей Екатерины II работы Ф. Шубина: утрачена в годы войны.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1930 г. из публикации2

 

• Екатерининский корпус – одноэтажное кирпичное отштукатуренное строение, поднятое на высоком каменном цоколе – выделяется в архитектурном ансамбле своей монументальностью. Первоначально весь дворец был решён в стиле итальянского барокко. Впоследствии его интерьеры были заново отделаны архитектором Д. Кваренги. Тем не менее в передней сохранилась барочная печь, построенная Растрелли, соседствующая с классическим декором Кваренги.

Екатерин.корпус

• Екатерининский корпус Монплезира.

• Петродворец, Нижний парк. Фото из публикации

 

 

• Интерьеры Екатерининского корпуса •

• В Екатерининском корпусе имеется девять помещений, образующих две параллельные анфилады, одновременно связанные между собой. Восточная анфилада включает Зелёную приёмную, Жёлтый зал и Синюю гостиную: все они названы по цвету отделки.

Екатерин.корпус 1930

• Екатерининский корпус. Зелёная приёмная.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1930 г. из публикации2

 

Екатерин.корпус 1930-1939

• Петергоф. Екатерининский корпус Монплезир. Зелёная приёмная.

• Открытка 1930-1939 гг.

 

Екатерин.корпус 1930

• Екатерининский корпус. Синяя гостиная: общий вид северо-западной стороны.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1930 г. из публикации2

 

• Западная анфилада включает Переднюю (она же Приёмная/Вестибюль), Подогревальню, Спальню/Опочивальню и Кабинет, в XIX в. бывший Столовой этого маленького дворца.

• К передней примыкают Угловая/Павловская гостиная и Проходная.

• Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского корпуса отведена живописи. По ряду признаков она приписывается Джованни Батиста Скотти, наиболее востребованному художнику декоративных росписей в Петербурге первой трети XIX в. Но подтверждающих эту версию документов пока не удалось обнаружить: есть мнение, что помещения расписал Карло Скотти, приглашённый из Италии Д. Кваренги в 1786 г.

• Живопись исполнена темперой по штукатурке: в манере гризайль. Живописными композициями, типичными для классицизма, декорированы стены, десюдепорты, но главным образом – падуги и потолки. Это «многофигурные» и «малофигурные» композиции на сюжеты античных мифов, изображения грифонов, воинского вооружения, масок, треножников, крылатых слав, листьев и ветвей аканта.

 

 

• С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания «высочайших особ». Здесь устраивались балы, маскарады, карточные вечера. А в Жёлтом зале на протяжении XIX в. устраивались приёмы для «смолянок» – учениц Смольного института – в день их выпуска.

Екатерин.корпус 1910

• Екатерининский корпус. Жёлтый зал.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1910 г. из публикации2

 

• Жёлтый зал – это самое большое помещение Екатерининского корпуса, площадью около 170 м2. Зал восстановлен таким, каким его спроектировал Растрелли. Между парными пилястрами на стенах – вертикальные рельефные композиции; падуга с лепными гирляндами; высокие зеркала между окнами, от пола до потолка, зрительно увеличивают пространство зала. Над четырьмя дверями – рельефные гипсовые десюдепорты, изначально исполненные Ж.Д. Рашеттом: «Музыка и Трагедия», «Мудрость, венчающая Архитектуру», «История и География», «Комедия и Скульптура».

Екатерин.корпус 1910

• Жёлтый зал: гипсовый десюдепорт «История и география» на южной стороне западной стены в 1910 г.

• Петродворец, Нижний парк, Екатерининский корпус. Фото из публикации2

 

• Мебель Жёлтого зала состоит из комплекта так называемых «штук», специальных раскладных столов из дешёвого дерева, которые соединялись в зависимости от количества приглашённых и накрывались белой скатертью до пола. Вокруг стола – 53 стула из красного дерева, которые выполнены по проекту В.П .Стасова для Чесменского зала Большого Петергофского дворца.

Екатерин.корпус Жёлтый зал 1918-1929

• Петергоф. Екатерининский корпус Монплезир: Жёлтый зал с парадным Гурьевским сервизом • Открытка 1918-1929 гг.

 

Екатерин.корпус Жёлтый зал 2009

• Петродворец. Екатерининский корпус: Жёлтый зал с парадным Гурьевским сервизом • Фото 2009 г. с форума

 

• Гордостью экспозиции Екатерининского корпуса сейчас является представленный в Жёлтом зале знаменитый парадный Гурьевский сервиз, насчитывающий около 4500 предметов и использовавшийся по назначению лишь в особо торжественных случаях.

Екатерин.корпус Жёлтый зал 2020

• Петродворец. Екатерининский корпус: Жёлтый зал с парадным Гурьевским сервизом • Фото 2020 г. из публикации

 

• Сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, назван по фамилии тогдашнего директора графа Д.А. Гурьева. Сервиз был создан в 1806 – 1809 гг. и дополнялся до 1830 г. В изготовлении скульптур для него принимал участие С.С. Пименов, а расписывали художники А.С. Канунников и С.П. Шифляр. Своим художественным оформлением сервиз воспевает Россию и народ, населяющий её огромные просторы.

• На тарелках помещены десятки изображений народов России, а на холодильниках для вина – виды Петербурга, Москвы и их окрестностей.

• Великолепие сервиза подчёркивает хрусталь, заказанный императором Павлом I в конце XVIII века в Англии.

Екатерин.корпус Жёлтый зал 2020

• Петродворец. Екатерининский корпус: парадный Гурьевский сервиз в Жёлтом зале • Фото 2020 г. из публикации

 

• После революции в Екатерининском корпусе организовали музей бытового убранства дворцов XVIII – начала XIX вв.

 

 

• В годы войны •

• В годы немецкой оккупации исторический деревянный флигель, связанный с судьбой императрицы Екатерины II, полностью сгорел. Каменный корпус был безжалостно разрушен.

Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Екатерининский корпус Монплезира. Май 1944 г.

• Фото часто сопровождается пояснением: «Осмотр здания Комиссией по учёту ущербов и злодеяний» • Из публикации

 

Восточный фасад Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Восточный фасад Екатерининского корпуса и разрушенный фонтан «Сноп» в 1944 г.• Фото из публикации2

Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Екатерининский корпус: Жёлтый зал в 1944 г.

• Фото с www.pastvu.com • Вариант фото из архива

 

Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Разрушенный немецко-фашистскими войсками Екатерининский (Елизаветинский) корпус в Нижнем парке: Зелёная приёмная. 1944 г.

• Фото М.А. Величко из ЦГАКФФД

 

Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Разрушенный немецко-фашистскими войсками Екатерининский (Елизаветинский) корпус в Нижнем парке: Зелёная приёмная. 1944 г.

• Фото М.А. Величко из ЦГАКФФД

 

Екатерин.корпус 1944

• Петродворец. Вид на разрушенный фашистами фасад Екатерининского (Елизаветинского) корпуса в Нижнем парке. 1944 г.

• Фото М.А. Величко из ЦГАКФФД

 

• Из великолепного убранства дворца были эвакуированы только Гурьевский сервиз и некоторые образцы мебели и бронзы: остальное погибло в пожаре.

Очевидцы вспоминают печальную судьбу мраморного изваяния Екатерины II, ранее украшавшего Переднюю. После пожара скульптура лежала на земле, среди мусора и пепла. Её попытались укрыть деревянным футляром, но мрамор перегорел – и рассыпался от прикосновения. Попытки закрепить его, чтобы сохранить форму, были тщетны.

• Есть информация, что чудом сохранилась только голова скульптуры, которая была найдена в подвале Екатерининского корпуса. В 2006 г. её отреставрировал скульптор В.С. Мозговой – и сейчас она хранится под стеклянным колпаком.

• Интересна также судьба семи люстр Жёлтого зала из папье-маше и дерева, обработанных особым образом и окрашенных под бронзу. В войну их было невозможно эвакуировать из-за их хрупкости, и они оказались на полу под обломками рухнувших перекрытий. Фрагменты были собраны и сохранены. Восстановлены люстры в 1990-х лепщиком Раисой Степановной Прокофьевой. Ажурные, многосвечные, они удивительно легки и нарядны.

 

 

• Реставрация и воссоздание •

• В 1952 г. отреставрировали фасады дворца, возвели новые перекрытия и кровлю, в оконных и дверных проёмах установили щиты, таким образом законсервировав его без внутренней отделки. Предполагалось «восстановить с использованием здания под ресторанные помещения», а также устроить в нём выставочные залы и библиотеку. Весной 1958 г. здание передали Леннарпиту с целью оборудовать в нём в дальнейшем ресторан: внутри установили «большегабаритные холодильные установки», вывезенные лишь к началу реставрации помещений в 1971 г.

Екатерин.корпус 1951-1955 Екатерин.корпус 1951-1955

• Реставрация Екатерининского корпуса 1951-1955 гг.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1 и 2 с www.pastvu.com

 

• Лишь в конце 1960-х гг. началась первая полномасштабная реставрация здания. С 1967 по 1972 гг. архитектор Е.Н. Петрова на базе 9-й мастерской института ЛенНИИпроект совместно с руководителем мастерской И.Г. Капцюг, главным архитектором В.М. Савковым и главным конструктором М.И. Юношевым разработали проект восстановления Екатерининского корпуса.

Екатерин.корпус проект 1970 Екатерин.корпус проект 1967-1972 Екатерин.корпус проект 1967-1972

• Листы проекта реставрации интерьеров Екатерининского корпуса (институт Ленпроект, 1967-1972 гг.) • Из публикации2

 

• В процессе работ проект был уточнён и дополнен архитекторами В.Н. Вороновой и Е.П. Севастьяновым.

• Декоративную лепку воссоздала и частично реставрировала Н.И. Оде, барельефы – Г.Л. Михайлова и Э.П. Масленников. Скульптор А.Ф. Фролов и резчик по камню Л.М. Комаров занимались реставрацией мраморных каминов. Керамисты бригады В.Л. Жигунова воссоздали растреллиевскую печь в Передней.

Екатерин.корпус 1968 Екатерин.корпус 2020

• Жёлтый зал: гипсовый десюдепорт «Мудрость, венчающая архитектуру» на северной стороне западной стены в 1968 г. и в 2020 г.

 

• Мы кратко расскажем о воссоздании росписей Екатерининского корпуса на основе интернет-публикаций, указанных внизу этой страницы в разделе ссылок, и подробной тематической статьи1 А.Н. Березнюк и О.А. Холодновой.

▬▬▬▬

 

• После войны ГИОП и сотрудники дворцов-музеев Петродворца пытались сберечь уцелевшую живопись Екатерининского корпуса, но её состояние с каждым годом ухудшалось. Было решено «выполнить безотлагательно консервационные работы», и с июля 1972 г. в Зелёной приёмной трудились художники-реставраторы И.И. Пиккиев и В.С.Суворов, укрепляя живопись и выполняя фиксационные эталоны.

И.И.Пиккиев и В.С.Суворов Екатерининский корпус 1972

• Художники-реставраторы за фиксационным эталоном живописи фризов Зелёной гостиной. Слева – И.И. Пиккиев у западной стены; справа – В.С. Суворов у южной. 1972 г. • Фото ГМЗ «Петергоф» из публикации1

 

• Осенью 1981 г. наконец приступили к реставрации живописи.

• Для работы были привлечены художники-реставраторы Леонид Александрович Любимов, Владимир Григорьевич Корбан и Владлен Алексеевич Никифоров: эти мастера хорошо изучили авторскую манеру Дж.Б. Скотти, возрождая его росписи в Колонном зале Горного института и Елагином дворце.

В.Г.Корбан и В.А.Никифоров Екатерининский корпус 1980-е

• Художники-реставраторы В.Г. Корбан и В.А. Никифоров за разработкой проекта реставрации росписей Екатерининского корпуса Монплезира. 1980-е гг.

• Фото ГМЗ «Петергоф» из публикации1

 

• Основой в работе реставраторов стали уцелевшие фрагменты росписи стен, описи интерьеров 1928 г. и фотографии 1930-х годов. Увы, этих данных было недостаточно: в описи 1928 г. про многофигурные композиции Синей гостиной и Спальни Александра I написано лишь «мифологические сцены», «сцены из античной жизни», на довоенных фотоснимках роспись видна нечётко и фрагментарно, и до войны росписи Екатерининского корпуса не исследовались искусствоведами.

• 15 декабря 1981 г. реставраторы представили комиссии эскизы плафонов и стен для всех пяти интерьеров.

• В.Г. Корбан и В.А. Никифоров возродили монументальную живопись в Зелёной приёмной, Вестибюле/Приёмной и Синей гостиной.

• В Зелёной приёмной и Вестибюле/Передней декоративные элементы росписи повторялись. В Зелёной приёмной на падугах и стенах были представлены грифоны, военная арматура, лиры. В Вестибюле/Передней), где ранее был основной вход во дворец, был более сдержанный рисунок: на падугах — богиня победы Ника и жрицы, возлагающие венки на жертвенник, на фризе — женские и мужские маски в окружении пальметт и акантов.

• Для начала реставрации было достаточно сохранившихся фрагментов и исторических фотографий.

Екатерин.корпус  1930

• Екатерининский корпус. Роспись плафона в Приёмной.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 1930 г. из публикации2

 

Передняя фриз и падуга

• Передняя/Вестибюль: роспись фриза и падуги.

• Петродворец, Нижний парк. Фото 2020 г. из публикации

 

• Два десюдепорта в Синей гостиной украшали маски в окружении растительного орнамента, на фризе лепные розетки чередовались с живописными пальметтами, потолок был обрамлён гризайльным меандром. Для воссоздания росписи помещения пришлось подыскивать аналоги среди работ Дж.Б. Скотти. В итоге на северной и западной стенах возродили росписи с довоенным сюжетом — «Античная/Альдобрандинская свадьба» и «Спор Агамемнона и Ахиллеса из-за пленниц».

Екатерин.корпус  1930

• Екатерининский корпус. Синяя гостиная: фрагмент северной стены с фризом и падугой плафона • Петродворец, Нижний парк. Фото 1930 г. из публикации2

 

Екатерин.корпус 1935

• Екатерининский корпус. Синяя гостиная: роспись падуги плафона, северо-восточный угол • Петродворец, Нижний парк. Фото 1935 г. из публикации2

 

• Для южной падуги «Аполлон, музы и грации» использовали как образец живопись из дворца Шуваловых-Нарышкиных на набережной Фонтанки; на восточной падуге повторили панно «Жертвоприношение Ифигении» из ротонды Таврического дворца.

 

 

Л.А. Любимов воссоздал плафон в Спальне Александра I и выполнил роспись на потолке в Кабинете Александра I. По итогам этой работы он написал отчётную статью «Методы воссоздания декоративной росписи в интерьерах Екатерининского корпуса Монплезира в Нижнем парке.

• В Спальне/Опочивальне Александра I, бывшей Столовой, над тремя дверными проёмами изначально располагались сандрики с пальметтами и розетками и наддверники с крылатыми сфинксами и масками. Плафон был сложной живописно-лепной композицией с вазами, пальметтами, завитками, акантами, розетками и четырьмя античными сценами.

• К началу реставрационных работ сохранился лишь десюдепорт на восточной стене. Чтобы подобрать аналоги для росписи комнаты, художнику-реставратору Л.А. Любимову пришлось изучить эскизы и рисунки Дж.Б. Скотти в Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Академии художеств, библиотеке Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В итоге для написания четырёх сцен на плафоне Спальни Александра I основой послужили росписи падуг в апартаментах графа К.В. Нессельроде на третьем этаже здания Главного штаба: «Похищение Амфитриты», «Туалет Венеры», «Тезей приводит к своему отцу Эгею усмиренного им критского быка» и «Одиссей в гостях у царя Алкиноя».

Л.А.Любимов Екатерининский корпус 1980-е

• Художник-реставратор Л.А. Любимов за воссозданием плафона Спальни Александра I в Екатерининском корпусе.

• 1980-е гг. Фото ГМЗ «Петергоф» из публикации1

 

Екатерининский корпус плафон спальни

• Живописный плафон спальни в наши дни.

• Фото из публикации с сайта НРФ «МИР»

 

• После Великой Отечественной войны в Кабинете Александра I сохранился лишь фрагмент наддверного лепного обрамления с одной волютой. В нём изначально не было живописного плафона, и архитектор Е.Н. Петрова предложила заполнить перекрытие комнаты орнаментальной росписью. В качестве аналога был выбран плафон кабинета графа П.А. Зубова из разрушенного Английского дворца, некогда построенного Кваренги для Екатерины II.

Екатерин.корпус кон.18 в.

• Кабинет: аналог для воссоздания росписи плафона.

• Чертёж конца XVIII в. из книги Е.Н. Глезер «Архитектурный ансамбль Английского дворца»2 (Л., 1979. С. 87)

 

• Написанный Л.А. Любимовым плафон органично вписался в интерьер Кабинета Александра I, отделка которого не менялась со времён Кваренги.

Екатерин.корпус плафон кабинета

• Живописный плафон в кабинете Александра I в наши дни.

• Фото из публикации с сайта НРФ «МИР»

 

• Потребовались многолетние усилия, чтобы 18 июня 1984 г. была закончена первая очередь основных реставрационных работ.

• В упомянутой нами выше статье о реставрации росписей Екатерининского корпуса авторы-исследователи А.Н. Березнюк и О.А. Холоднова отмечают, что единственный участок сохранившейся живописи довоенного периода находится на западном фризе в Вестибюле.

Екатеринин.корпус вестибюль

• Екатерининский корпус, западная стена Вестибюля: 1. фрагмент росписи фриза; 2. фрагмент музеефицированного участка росписи довоенного периода.

• 2018 г. Фото О.А. Холодновой из публикации1

 

• А.Н. Березнюк и О.А. Холоднова делают вывод: «Гризайльная роспись, которая в настоящий момент украшает пять интерьеров Екатерининского корпуса дворца «Монплезир», бесспорно, является творением рук художников-реставраторов Л.А. Любимова, В.Г. Корбана и В.А. Никифорова...»1

▬▬▬▬

 

• С момента исполнения в 1980-х г. росписи Екатерининского корпуса не реставрировались – за исключением росписей Зелёной приемной, над которой работали ученики Л.А. Любимова в 2003 г.

• В 2018 г. был разработан проект очередной реставрации Екатерининского корпуса. Руководитель проектной группы НРФ «МИР» Н.Б. Черных пояснила: «...выявлены две основные проблемы... Первая – это постоянная повышенная влажность. Влага поступает в музейные помещения из подвалов и чердачного пространства... Вторая задача, которую необходимо решить – воссоздание и восполнение цветовых решений интерьеров Гостевой галереи и Подогревальни, в которых при проведении предыдущих реставраций не были найдены исторические аналоги колеров».

• И сейчас Екатерининский корпус вновь закрыт на реставрацию до 2021 г.

Екатерин.корпус

 

 

• Примечания •

 

1 А.Н. Березнюк и О.А. Холоднова «Воссоздание росписей Екатерининского корпуса дворца Монплезир в 1970–80-х гг.»сборник статей «Век реставрации пригородных дворцов. Трагедия и триумф. К 100-летию музейной жизни бывших царских резиденций»: по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2018 г. – стр. 277

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Сайт www.nrfmir.ru «НРФ «МИР» завершила разработку проекта реставрации интерьеров Екатерининского корпуса ансамбля «Монплезир» •

 

© Сайт www.nrfmir.ru «Екатерининский корпус Монплезира» •

 

© Интерьеры дворца в 2020 г. •

 

© Сайт ilovepetersburg.ru «Екатерининский корпус Монплезира» •

 

© Статья «Екатерининский корпус» на сайте www.peterhof.ru •

 

© Статья «Екатерининский корпус» •

 

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

 

Главная