• Павильон Венеры на острове Любви •
• Г.С. Сергеев. «Вид на павильон Венеры и террасу на Белом озере с береговой аллеи» • Конец XVIII века. ГМЗ «Гатчина». С сайта www.history-gatchina.ru
• Павильон Венеры (или Трельяж) – павильон в Дворцовом парке Гатчины, расположен на оконечности острова Любви, на берегу Белого озера.
• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru
• Идея строительства павильона возникла у Павла I в конце 1780-х гг.
• Процитируем статью Бориса Соколова «Графика»: «Павел Петрович и Мария Федоровна, путешествовавшие по Европе инкогнито под именем графов Северных, посетили Шантийи – знаменитую своими садами и постройками резиденцию принца Конде, которая до сих пор по праву называется «Версалем Конде». Восхищённый парадным величием имения, Павел просит прислать его чертежи.
• «Альбом графа Северного», переплетённый в красный сафьян, был привезён в Россию в 1785 г. Павел старался воспроизвести в Гатчине огромные конюшни Шантийи, крестообразный канал, «гусиную лапу» – три аллеи, расходящихся веером. Среди гатчинских построек – и Храм Венеры, почти полностью повторяющий павильон из Шантийи, позже уничтоженный во время Французской революции...»
• Слева: Павильон Венеры на острове Любви (Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784 г.) • Справа: Павильон Венеры на острове Любви (Атлас Гатчинской. 1790-е гг.)
• Из статьи Бориса Соколова «Графика»
• Строительство Павильона Венеры датируется 1792-1793 гг. Его облик не воспроизведит образец в точности: у него нет высокого трельяжного парапета, украшенного рельефными гирляндами и розетками, отличается наружный декор. Колонны гатчинского павильона Венеры монолитные, а не трельяжные (выполненные из тонких реек), фриз имеет более сложную рельефную обработку. Автор цитируемой нами статьи делает вывод: в облике павильона усилены элементы классицизма и убрано всё, что ослабляло пластическую выразительность и целостность объема.
• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru
• Высота павильона над уровнем земли составляет около девяти метров, но миниатюрное здание кажется значительно больше своих размеров благодаря точно найденному месту его постановки: на самом мысу острова и частично над водой на специальном свайном основании.
• Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.
• Главный фасад павильона обращен в сторону острова.
• Пять окон-дверей большого зала выходят на озеро, освещённость интерьера усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, над которыми помещены живописные панно, а с боков расположены орнаментальные композиции в манере гризайль с золочением, имитирующие лепку.
• Интерьер Павильона Венеры на старинной открытке.
• Фото с www.history-gatchina.ru
• В этом же стиле исполнены и панно над дверями зала.
• Интерьер павильона Венеры 2006 г. • Фото Д. Карманова
• Расписанная в технике гризайль падуга зала служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», площадью 25 квадратных метров, который был написан написан масляными красками на холсте в 1797 г. художником И.Я. Меттенлейтером (1750-1825), много работавшим для Павловска и Гатчины.
• Павильон Венеры: плафон и падуга.
• Гатчина, Дворцовый парк. 2010 г. Фото billy-bonse
• Интерьер павильона украшен четырьмя беломраморными фонтанами, изготовленными в 1884 г. взамен первоначальных деревянных. Как красочно писал В.К. Макаров в 1921 г.: «…радостную картину представляла внутренность павильона, когда бывали открыты двери на озеро и солнце, отраженное водой, заливало зал, освежаемый струями фонтанов…»
• Интерьер Павильона Венеры. Фото с сайта телеканала «100 ТВ»
• В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации Гатчины, павильону был нанесен, казалось, невосполнимый ущерб. Хотя деревянное каркасное здание чудом уцелело, плафон был прострелен пулями, настенные росписи исцарапаны, зеркала и резные рамы похищены, фонтанные вазы разбиты.
• Фрагмент плафона: повреждённый и востановленный.
• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.
• Читальня в павильоне Венеры. 1949 г.
• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.
• В 1963—1965 гг. павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ) – и стал стал первым музейным объектом, восстановленным в гатчинских парках.
• Бригада живописцев Я.А. Казакова, в которой работал и молодой художник Леонид Любимов, отреставрировала плафон и 45 квадратных метров росписей стенных панно.
• Павильон Венеры. Фрагмент живописного панно.
• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.
• Плафон «Триумф Венеры», художник И.Я. Меттенлейтер, конец XVIII века.
• Гатчина, Дворцовый парк, павильон Венеры. Фото с www.history-gatchina.ru.
• Художник Л.А. Любимов вместо четырех надзеркальных панно 1880-х гг. воссоздал на основе исторических источников первоначальные декоративные росписи.
• Павильон Венеры: часть интерьера и надзеркальное панно.
• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.
• Павильон Венеры: настенное панно до и после реставрации.
• Гатчина, Дворцовый парк. Фото из личного архива Л.А. Любимова.
• Павильон Венеры. Интерьер после реставрации живописи. 1956 г.
• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.
• Резчик И.Н. Болдосов выполнил заново резные рамы зеркал, точно повторив утраченные оригиналы. Были реставрированы и фонтанные вазы.
• В 1974-1979 гг. паркет павильона был реконструирован по проекту архитектора А.А. Кедринского на основании чертежей «Кушелевского альбома».
• Павильон Венеры: состояние паркета в 1945 г.
• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.
• Интерьер павильона Венеры • Фото Б. Соколова
• Павильон Венеры на острове Любви в Гатчинском парке. 2001 г.
• Фото из статьи Б. Соколова «Графика»
• В 2007 г. началась новая реставрация павильона, пострадавшего от пожара, вызванного действиями вандалов. Она была завершена летом 2010 г.
• Интерьер павильона Венеры на острове Любви в Гатчинском парке.
• Фото с www.oleg-pogudin.elegos.ru
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Сайт «Сады и время», статья Бориса Соколова «Графика» •
© Сайт «Наше наследие», статья Бориса Соколова «Альбом графа Северного, или Сады Павла I» •
© Сайт «Википедия». Павильон Венеры •
© Статья «Остров Любви – уголок Франции в Гатчине» на сайте www.history-gatchina.ru •
© Статья «Гатчина – Версаль Павла I» на сайте www.history-gatchina.ru •
© Старые открытки на сайте www.history-gatchina.ru •
© Павильон Венеры на сайте www.history-gatchina.ru •
© Гатчинский парк в годы войны и первые послевоенные годы. (М.В. Кирпичникова) •
© Комплексное обследование острова Любви, А. Чечель •
© Сайт «Путешествия по миру». «Гатчина. Павильон Венеры, интерьер» – фото Дмитрия Карманова, 2006 •
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •