• Китайские кабинеты •
• Западный и Восточный китайские кабинеты расположены симметрично относительно центральной оси Большого дворца. Они были отделаны в 1766-1769 гг. по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название они получили благодаря декоративным лаковым панно.
• Большой Петергофский дворец, Китайские кабинеты: Восточный и Западный.
• Фото с www.peterhof.ru
• Красочное убранство кабинетов – со сверканием золота, серебра, лака, фарфора, эмалей, драгоценных пород дерева – напоминает шкатулку с драгоценностями, полную порхающих птиц и бабочек, извивающихся драконов, фантастических существ – и типично для моды XVIII века на интерьеры в «китайском вкусе».
• Лаковые панно на стенах изначально были створками старой китайской ширмы, подаренной ещё Петру I. Эти толстые створки, с обеих сторон расписанные золотом и серебром по черному лаковому фону, были распилены вдоль так, что обе стороны с росписью можно было использовать для украшения стен. В каждом кабинете Деламот поместил по пять композиций с традиционными сюжетами: пейзажи с островами, заросшими соснами, с горбатыми мостиками, лодками, людьми, занятыми повседневными заботами. Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса.
• Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления. Роспись дверей, панелей, оконных откосов, а также орнаментальных плафонов, гладкая поверхность которых напоминает фарфор, была исполнена русскими живописцами. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц: рисунки на вставках не повторяются.
• Фигурные печи были украшены полихромными изразцами с изображением восточных сцен; паркеты в технике «маркетри» – составлены из драгоценных древесных пород, таких как сандал, амарант, лимон, эбеновое и оранжевое дерево; для драпировок окон и обивки стен кабинетов использовался штоф.
• Расписная потолочная розетка Восточного Китайского кабинета.
• Фото из публикации.
• Райская птичка: подготовительный рисунок Л.А. Любимова для воссоздания Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца.
• Бумага, акварель. Из семейного архива Любимовых.
• ▬▬▬▬ •
• В 1941 г. удалось эвакуировать лишь два панно, весь же остальной декор Китайских кабинетов погиб при пожаре Большого Петергофского дворца.
• Утраченные лаковые панно Западного китайского кабинета.
• Петергоф, Большой дворец. Фото из Cводного каталога утраченных ценностей Российской Федерации.
• Утраченные лаковые панно Восточного китайского кабинета.
• Петергоф, Большой дворец. Фото из Cводного каталога утраченных ценностей Российской Федерации.
• Декоративная отделка Китайских кабинетов была воссоздана в 1965-1972 гг. мастерами объединения «Реставратор». В воссоздании кабинетов участвовали скульпторы Г. Михайлова, Э. Масленников, Н. Оде, резчики по дереву А. Кемниц, Н. Базанов, А. Семенов, Ф. Куксинский, модельщик Н. Рогачев, позолотчики П. Ушаков, А. Никифорова.
• В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. В.М. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме: они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады И. Антонова – в том числе сам И. Антонов и Н. Смирнов – тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие1.
• Проект паркетного пола Китайского кабинета. Фрагмент.
• Архитектор В.М. Савков. Петергоф, Большой дворец. 1960-е гг.
• Из статьи А.Г. Леонтьева «Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца»1
• ▬▬▬▬ •
• Росписи настенных лаковых панно выполнил Леонид Александрович Любимов.
• Китайские лаковые панно стали визитной карточкой Леонида Александровича Любимова. Именно после этой работы он стал считаться мастером, приобрёл имя в реставрационно-художественной среде. До этого молодой художник работал в составе бригады Якова Казакова, был на хорошем счету – и вот наконец получил первое полностью самостоятельное задание: восстановить лаковое убранство китайских кабинетов.
• Мы писали выше, что уцелели лишь два подлинных панно, эвакуированные в 1941 г. Но семье Любимовых рассказывалась другая история: из щитов с лаковой живописью, содранных со стен Китайских кабинетов, немцами была сооружена временная постройка во дворе: по преданию – чуть ли не сортир. И только поэтому два подлинных исторических панно уцелели, избежав пожара. Правда это или байка – в любом случае уцелевшие исторические лаковые панно и послужили художественной основой для воссоздания обоих Китайских кабинетов. Но в процессе реставрации удалось восстановить, кажется, лишь одно из них.
• Главной трудностью в работе художника-реставратора стало восстановление живописных сюжетов. По двум уцелевшим панно и по небольшим довоенным фотографиям требовалось повторить не только все утраченные композиции, но и воспроизвести технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью: постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски.
• В процессе работы Л.А. Любимова консультировала Т.А. Арапова, китаевед Государственного Эрмитажа. Ею же были подобраны соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса1.
• Но этой тонкой и творческой живописной работе предшествовал долгий технический поиск. Художник-реставратор был немного растерян: с чего начать? Как сделать эту работу? Воздух в Петродворце морской, влажный: как уберечь будущие настенные панно от деформации? Ведь даже тщательно обработанные деревянные доски под иконами со временем трескаются и рассыхаются.
• Очевидно было, что начинать работу следует с хорошей основы под лаковую живопись, которая держала бы форму, не давала трещин, не выгибалась при нанесении лакового слоя.
• Помог художнику случай, можно сказать – чудесный.
• Однажды, гуляя с детьми по берегу Финского залива, он выловил из воды плавающий обломок древесно-стружечной плиты (ДСП) круглой формы. Художник заинтересовался этим материалом: даже находясь в воде, материал не разбух, поверхность его оставалась ровной. Материал был взят в работу.
• Вскоре собралась небольшая бригада. Поначалу в работе участвовали Валя Строгий и Боря Лебедев. Работали дома у Любимовых: пробовали делать для ДСП специальные пропитки, класть грунт. Для шлифовки использовали детские кубики, на грани которых наклеили шкурку разной зернистости. Реставратор стал частым посетителем Ленинградской криминалистической лаборатории: там художнику помогали делать тесты на поведение материала в разных условиях.
• Полгода участники эксперимента сидели без денег, семейный бюджет, и без того скудный, ушёл в глубокий «минус».
• Когда первый качественный образец лакового панно был наконец готов, предъявили его начальству – и на проект были отпущены государственные средства. Сформировали бригаду, в которую вошли художники: Э.В. Шрамм, В.В. Зверев, А.А. Морошкин, Г.А. Ольшевский, А.И. Буренин, Н.В. Быков, Ф.Ф. Васильев. Теперь трудились уже в помещениях дворца.
• Работа шла в несколько этапов.
• Как основание для каждого лакового панно использовали «бутерброд» – склеенные вместе и высушенные под прессом лист ДСП и лист ДВП (древесноволокнистая плита, оргалит). По краям ещё крепили мелкими гвоздиками, чтобы не оставалось щелей, через которые может проникать атмосферная влага.
• Предварительно листы ДСП и ДВП подвергали многократной обработке, пропитывая со всех сторон суриком. И каждый слой сурика подвергался тщательной шлифовке. Затем на верх бутерброда, которым служил более гладкий оргалит, так же многократно наносился грунт: слой чёрной или красной темперы, исходя из назначения панно. Грунт так же неоднократно шлифовался. В конце концов на него наносился слой лака, по которому уже шла живопись.
• Контуры заранее подготовленных небольших частей каждой композиции переносили на основу через цветную копировальную бумагу: для чёрного фона использовали красную копирку, для красного – жёлтую. Для повторяющихся деталей декора – волн, камней, ветвей и т.п. – было вырезано множество бумажных шаблонов.
• Сложность заключалась ещё и в том, что фигурки людей, острова, домики и скалы на панно были слегка выпуклыми. Поэтому под них приходилось наращивать приподнятую основу, слой за слоем нанося темперу через шаблон. Потом шла собственно роспись самыми тонкими кисточками.
• На расписанное и высушенное панно многослойно наносился лак. По преданию, китайские мастера лаковой живописи уходили работать на лодках в море, на 25 километров от берега, чтобы в наружный слой лака не попала пыль. Бригада Любимова пользовалась для нанесения лака специальной палаткой, изолированной от внешней среды. Лак высушивался и также многократно шлифовался. Шлифовка самого верхнего слоя делалась уже пальцами.
• Западный китайский кабинет. Панно, воссозданное Леонидом Александровичем Любимовым • С www.museums.artyx.ru
• В 1971 г. за эту работу Леонид Александрович Любимов был удостоен Государственной премии СССР и золотой медали Академии художеств СССР.
• ▬▬▬▬ •
• Кроме лаковых панно воссоздавалась и роспись потолочных плафонов, и декор стеклянных фонариков, освещавших кабинеты.
• В семейном архиве сохранилось несколько оригинальных рисунков художника.
• Журавль и бабочка: подготовительные рисунки Л.А. Любимова для воссоздания Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца.
• Бумага, акварель. Из семейного архива Любимовых.
• Примечания •
1 А.Г. Леонтьев «Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца» - стр. 20 сборника «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший» по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010 «Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век» (Европейский Дом, СПб, 2010)
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Википедия. Большой Петергофский дворец
© Проект классика «Что мы вывезли из Китая»
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и не согласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •