• Картинный зал •
• Картинный зал.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото с сайта «Лоцман путешествий»
• Картинный зал – один из парадных апартаментов Екатерининского дворца – был создан по проекту Ф.Б. Растрелли в 1750-х гг. Площадь этого парадного зала около 180 м2. Зал занимает всю ширину дворца. В XVIII веке он очень часто использовался для дипломатических приёмов, трапез и музыкальных вечеров. В ходе Семилетней войны в нём проходили заседания, а летом 1757 г. состоялся торжественный приём в связи с доставкой знамен и ключей от завоеванных прусских городов.
• Картинный зал в 1859 г.
• Большой Царскосельский дворец. Фото Pierre-Ambrose Richebourg.
• Картинный зал в 1905-1910 гг.
• Пушкин, Екатерининский дворец. С www.pastvu.com
• Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф.Б. Растрелли своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную, украшают произведения живописи, размещённые по принципу шпалерной развески.
• Основная часть коллекции живописи – 112 картин – была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745 г. в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за 12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII веков различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров: архитектурные композиции Э. де Витта, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Д. де Гема и Я. Фейта. В коллекции представлены картины французских и итальянских художников: аллегории скульптуры и музыки Ж. Наттье, батальные сцены Ж. Куртуа/Бургиньона, мифологические и библейские сцены Ж. Бланшара, Л. Джорджано и других.
• Картинный зал. Фото из книги А. Бенуа «Царское Село во времена Елизаветы Петровны» (1910 г.)
• Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины Пьера Дени Мартена Младшего «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной». Они были написаны по личному заказу императора Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне (1700-1721 гг.)
• Сам Пётр I картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.
• Пьер Дени Мартен Младший (1663-1742) «Полтавская баталия» (1726 г.)
• Николас Лармессен (1684-1755) «Битва при Лесной 28 сентября 1708 г.»: гравюра, раскрашенная по оригиналу П. Дени Мартена Младшего (1722 г.)
• Эта коллекция, при её огромной художественной ценности, была использована в Картинном зале только с декоративной целью. Размещая её, Ф.Б. Растрелли учитывал лишь размеры картин и их цветовое решение. Отделённые друг от друга узким золотым багетом, картины сливаются в сплошной красочный ковёр.
• Картинный зал в 1917 г.
• Пушкин, Екатерининский дворец. «Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом в 1917 г.»
• А в 1912 г. и сам Картинный зал был изображён на картине «Торжественный выход императрицы Екатерины II», созданной художником А.Н. Бенуа в рамках исторического проекта «Картины по русской истории» (1908—1913 гг. – № 38). Это было издание И.Н. Кнебеля: серия из 50 выпусков брошюр в жанре школьного пособия с иллюстрациями, оригиналы для которых выполнили художники Серебряного века.
• А.Н. Бенуа «Торжественный выход императрицы Екатерины II» (1912 г.)
• Потолок Картинного зала изначально украшал живописный плафон итальянского мастера П. и Ф. Градицци.
• Луиджи Премацци «Картинный зал в Екатерининском дворце»: виден плафон работы П. и Ф. Градицци. (1870 г.)
• Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
• Ещё из декора Картинного зала стоит упомянуть резные двери, решённые как порталы: они одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе. Двери обрамляют резные золочёные кариатиды, а в центре десюдепортов – наддверных украшений – изображена богиня мудрости Минерва, покровительница ремесёл и наук, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур.
• Резное обрамление двери Картинного зала.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Из книги «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда» (Стройиздат, Лен. отд., 1983 г.)
• Скульптор Л.М. Швецкая за воссозданием кариатиды, утраченной в годы войны • Пушкин, Екатерининский дворец, Картинный зал. 1963 г..
• Из архива Л.М. Швецкой1
• После революции 1917 г. Большой Царскосельский дворец был национализирован. Сохранились уникальные исторические фотографии: опись имущества и упаковка картин в Картинном зале Большого Екатерининского дворца после отъезда императора Николая II и его семьи.
• Опись имущества и упаковка картин в Картинном зале.
• Каталогизация и упаковка вещей для отправки из Екатерининского дворца в Царском селе после высылки царской семьи, октябрь 1917 г.
• Фото из книги «Фаберже – придворный ювелир» (фон Габсбург Геза, Лопато Марина – Государственный Эрмитаж, СПб и Фонд искусства Фаберже, СПб-Вашингтон, 1993)
• ▬▬▬▬ •
• В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел: на его месте остались голые кирпичные стены и огромные зияющие в полу и потолке дыры.
• Руины Картинного зала • С www.pushkin-history.ru
• Разумеется, утрачен был и потолочный плафон работы П. и Ф. Градицци.
• Картинный зал: на фото видна часть подлинного плафона П. и Ф. Градицци.
• Из книги А. Бенуа «Царское Село во времена Елизаветы Петровны» (1910 г.)
• «Пушкин. Картинный зал» • С картины М.Л. Тихоновой
• Успешное воссоздание интерьера Картинного зала означало, что удастся отреставрировать всю Золотую анфиладу Растрелли, включая некогда самый роскошный • Большой дворец Большой зал Екатерининского дворца.
• Восстановление Картинного зала оказалось возможным благодаря тому, что основная часть его живописной коллекции в начале воины была эвакуирована. Из 130 картин полностью сохранилось 114, в том числе наиболее ценные произведения. Для замены 16-ти погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств, других музеев Санкт-Петербурга и у частных владельцев старинной живописи.
• Скульпторы Э.П. Масленников, Г.Л. Михайлова и Л.М. Швецкая вылепили по старым фотографиям модели для наддверных фигурных композиций. Резчик по дереву А.К. Кочуев и другие мастера возглавляемой им большой бригады выполнили в дереве все фигуры и орнаменты. Бригадир позолотчиков В.П. Слезин возродил старинный способ полировки золочёных поверхностей.
• Скульптор Л.М. Швецкая за воссозданием кариатиды в Картинном зале.
• г. Пушкин, Екатерининский дворец. 1963 г. Из архива КГИОП2.
• Л.Г. Малиновская и Л.М. Швецкая за работой в Картинном зале.
• г. Пушкин, Екатерининский дворец. 1960-е г. Личный архив Л.Г. Малиновской3.
• Художники А.А. Бобылев, Н.В. Бычков, И.И. Пиккиев участвовали в реставрации картин.
• Реставраторы в Картинном зале.
• Слева направо: арх. Новосельский, О.Ю. Педаяс, неизвестный, арх. Е.Г. Мелик-Багдасарова, арх. А.А. Кедринский, художники И.И. Пиккиев, Р.П. Саусен, А.Б. Васильева/Свешникова, Голубев, Петров, Соколов, В.П. Окорочков, Шихина, Н.Г. Андреев.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото 1950-1960-е гг. с выставки в районной библиотеке им. Мамина-Сибиряка
• Художники В.Г. Корбан, Ю.Ф. Шитов, Л.А. Любимов и другие во главе с бригадиром Я.А. Казаковым написали для зала плафон: копию знаменитого плафона «Олимп» Г. Дициани, украшающего Иорданскую лестницу Петербургского Эрмитажа.
• Плафон «Олимп» на Иорданской лестнице Зимнего дворца.
• Акварель К.А. Ухтомского 1860-е гг.
• Этому предшествовала в 1965-1967 гг. работа по реставрации бригадой Я.А. Казакова самого знаменитого плафона Иорданской лестницы: плафон, состоящий из восьми частей, сняли и отреставрировали живопись. Была почищена темпера, гризайль, выполнено золочение сусальным золотом отдельных деталей. Также производилась окраска, реставрация мрамора, заделка выбоин смесями на основе эпоксидной смолы.
• Реставраторы работают в Эрмитаже над реставрацией плафона «Олимп». Второй справа – Л.А. Любимов.
• Ленинград, Зимний дворец. Фото 1960-х гг. www.tsarselo.ru
• Плафон «Олимп» на Иорданской лестнице после реставрации.
• Ленинград, Зимний дворец. Фото 1960-х гг. с www.tsarselo.ru
• Группа реставраторов под руководством Я.А. Казакова работает над созданием плафона Картинного зала • На переднем плане – Я.А. Казаков, справа – В.Г. Корбан.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото 1960-х гг. с www.tsarselo.ru
• Детали плафона в процессе реставрации.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото 1960-х гг. www.tsarselo.ru
• Эта работа считается одной из лучших работ бригады художников-реставраторов, возглавляемой Я.А. Казаковым, за неё сам мастер был удостоен золотой медали Академии художеств.
• Часть плафона «Олимп» в Картинном зале.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото из публикации
• Центральный фрагмент плафона «Олимп» в Картинном зале.
• Пушкин, Екатерининский дворец. Фото с www.tsarselo.ru
• Торжественное открытие воссозданного после войны Картинного зала состоялось 4 ноября 1967 г.
• Вскоре после этой работы реставратор Л.А. Любимов ушёл из бригады Я.А. Казакова. Художнику был доверен большой проект: воссозданием лаковой живописи Китайских кабинетов Большого Петергофского дворца. Он начал работать самостоятельно – или в содружестве с другими реставраторами. А потом возглавил свою бригаду художников.
• Примечания •
1 • Из статьи Н.Г. Коршуновой «Воссоздавая утраченное… О скульпторе-реставраторе Л.М. Швецкой» – стр. 187 сборника «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший» по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2010 «Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век»
2 • Из статьи А.Г. Леонтьева «К истории формирования принципов и методологии Ленинградской реставрационной школы. События, памятники, биографии» – стр. 331 сборника «Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика XX века» по материалам международной научной конференции 2014 г.
3 • Из воспоминаний Л.Г. Малиновской, реставратора, мастера-модельщика VI разряда, «История одной жизни» – стр. 387 сборника статей «Дворцы и события». К 300-летию Большого Петергофского дворца» по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» 2015 г.
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Журнал «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство» •
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •