Вернуться
бордюр

• Картинный зал •

Картинный зал

•     Картинный зал – один из парадных апартаментов Екатерининского дворца – был создан по проекту Ф. – Б. Растрелли в 1750-х годах. Площадь этого парадного зала около 180 квадратных метров. Зал занимает всю ширину дворца. В XVIII веке он очень часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров. В ходе Семилетней войны в нем проходили заседания, а летом 1757 года состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей от завоеванных прусских городов.

Картинный зал

•     Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф. – Б. Растрелли своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную, украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески.

•     Основная часть коллекции живописи (112 картин) была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за 12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров: архитектурные композиции Э. де Витта, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Д. де Гема и Я. Фейта. В коллекции представлены картины французских и итальянских художников – аллегории скульптуры и музыки Ж. Наттье, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), мифологические и библейские сцены Ж. Бланшара, Л. Джорджано и других.

Картинный зал

•     Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины П. Дени Мартена Младшего «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной». Они были написаны по личному заказу императора Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне (1700 – 1721). Сам Петр I картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.

•     При огромной художественной ценности эта коллекция была использована в Картинном зале только с декоративной целью. Размещая ее, Ф. – Б. Растрелли не учитывал ни сюжет картин, ни национальную принадлежность авторов, а лишь размеры и цветовое решение. Отделенные друг от друга узким золотым багетом, картины сливаются в сплошной красочный ковер.

•     Золоченой резьбы в зале немного, но резные двери, решенные как порталы – одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе. Двери обрамляют резные золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны, покровительница ремесел и наук – Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур. Великолепный узор паркета создает впечатление расходящихся ступенек лестницы.

•     В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел: на его месте остались просто голые кирпичные стены и огромные зияющие в полу и потолке дыры. Разумеется, утрачен был и потолочный плафон работы П. и Ф. Градицци.

Руины Картинного зала Картинный зал

•     Успешное воссоздание его интерьера означало, что удастся отреставрировать всю Золотую анфиладу Растрелли, включая некогда самый роскошный Большой зал Екатерининского дворца.

•     Восстановление Картинного зала оказалось возможным благодаря тому, что основная часть его живописной коллекции в начале воины была эвакуирована. Из 130 картин полностью сохранилось 114, в том числе наиболее ценные произведения. Для замены 16-ти погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств , других музеев Санкт-Петербурга и у частных владельцев старинной живописи.

•     Скульпторы Э. П. Масленников, Г. Л. Михайлова и Л. М. Швецкая вылепили по старым фотографиям модели для наддверных фигурных композиций. Резчик по дереву А. К. Кочуев и другие мастера возглавляемой им большой бригады выполнили в дереве все фигуры и орнаменты. Бригадир позолотчиков В. П. Слезин возродил старинный способ полировки золоченых поверхностей.

•     Художники А. А. Бобылев, Н. В. Бычков, И. И. Пиккиев участвовали в реставрации картин.

 

•     Художники В.Г. Корбан, Ю.Ф. Шитов, Л.А. Любимов и другие во главе с бригадиром Я.А. Казаковым написали для зала плафон – копию знаменитого плафона «Олимп» Г. Дициани, украшающего Иорданскую лестницу Петербургского Эрмитажа.

Иорданская лестница

•     Этому предшествовала в 1965-1967 гг. работа по реставрации бригадой А.Я. Казакова самого знаменитого плафона Иорданской лестницы: плафон, состоящий из восьми частей, сняли и отреставрировали живопись. Была почищена темпера, гризайль, выполнено золочение (сусальным золотом) отдельных деталей. Также производилась окраска, реставрация мрамора, заделка выбоин смесями на основе эпоксидной смолы.

Реставраторы в Эрмитаже Деталь плафона Деталь плафона Плафон «Олимп» на Иорданской лестнице

•     Эта работа считается одной из лучших работ бригады художников-реставраторов, возглавляемой Я.А. Казаковым, за нее сам мастер был удостоен золотой медали Академии художеств.

Плафон «Олимп»

•     Торжественное открытие воссозданного после войны Картинного зала состоялось 4 ноября 1967 года

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Сайт «Царское Село» Картинный зал •

 

© Сайт «История Эрмитажа»: Иорданская лестница Зимнего дворца. Реставрация в 1940-х и 1960-х гг. •

 

© «Большой Екатерининский дворец» •

 

© Сайт «Отечество нам Царское Село» •

 

© Сайт «Отечество нам Царское Село» •

 

© Российский Общеобразовательный портал •

 

© Журнал «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство» •

 

© Сайт «Лоцман путешествий» •

 

 

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

 

Главная