Вернуться
бордюр

• Большой Екатерининский дворец •

 

• История дворца •

Екатерининский дворец Пушкин

 

• Первый скромный дворец для Екатерины I был возведён в 1718-1724 гг. архитектором И. Браунштейном. Во дворце, известным как «каменные палаты», было всего 16 комнат. Вокруг дворца был разбит регулярный сад (будущие Верхний и Нижний сад Екатерининского парка), устроен Зверинец (позже - Александровский парк).

 

Больш. Царск. дворец 1859

• Большой Царскосельский дворец в 1859 г.

• Фото Pierre-Ambrose Richebourg

 

Больш. Царск. дворец 1912

• Большой Царскосельский дворец: фасад со стороны двора в 1912 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912)

 

Больш. Царск. дворец 1912

• Большой Царскосельский дворец. 1912 г.

• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912)

 

• В 1744 г. к перепланировке дворца был привлечен молодой архитектор А. Квасов: здание было надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями, располагавшимися по его бокам.

 

• В 1752 г. по приказу Елизаветы Петровны началась коренная переделка дворца под руководством Ф.Б. Растрелли, который поднял галереи до уровня корпусов и с необыкновенным богатством и пышностью декорировал фасады в стиле барокко: на золочение украшений пошло около 100 кг червонного золота.

• С неменьшим великолепием Растрелли украсил и интерьеры дворца: внутренние апартаменты расположенные анфиладой на втором этаже дворца во всю его длину, получили название «Золотой анфилады».

Больш. Царск. дворец 1859

• Анфилада Большого Царскосельского дворца в 1859 г.

• Фото Pierre-Ambrose Richebourg

 

• При Екатерине II, третьей владелице дворца, часть интерьеров была выполнена в классическом стиле по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона.

• В 1817 г. несколько апартаментов создаются архитектором В. Стасовым для Александра I.

• Последним штрихом в строительстве и отделке Екатерининского дворца стала Парадная лестница в стиле рококо, созданная в 1863 г. русским архитектором И. Монигетти.

• После революции 1917 г. дворец был национализирован, а в годы Великой Отечественной войны разрушен немцами.

Больш. Царск. дворец 1917

• Опись имущества в Екатерининском дворце.

• Каталогизация и упаковка вещей для отправки из Екатерининского дворца в Царском селе после высылки царской семьи, октябрь 1917 г.

• Фото из книги «Фаберже – придворный ювелир» (фон Габсбург Геза, Лопато Марина - Государственный Эрмитаж, СПб и Фонд искусства Фаберже, СПб-Вашингтон, 1993)

▬▬▬▬

 

• Большой зал •

• Большой зал или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, - самое большое парадное помещение Екатерининского дворца (более 800 м2), был создан по проекту Ф.Б. Растрелли (1752-1756 гг.) и предназначался для проведения приёмов, торжеств, балов и маскарадов.

Больш. Царск. дворец 1917

• Большой зал Большого Царскосельского дворца в 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917

 

• Его окна выходят на обе его стороны Екатерининского дворца: дневной свет играет на позолоте барочного декора, а вечером вспыхивают 696 светильников, обрамляющих зеркала. Зеркала и плафон, окруженный живописной колоннадой, создают иллюзию безграничного пространства.

• Вот как вспоминал Большой зал граф С.Д. Шереметев: «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала. (1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть...»1

 

Больш.зал Ек.дворца 1859

• Большой зал Екатерининского дворца в 1859 г.

• Фото Pierre-Ambrose Richebourg

 

• Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 гг. по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора. Плафон состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

• В 1790-х гг. из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 гг. художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия», прославляющую достижения современной им России.

• В годы войны дворец сильно пострадал, был разграблен гитлеровцами.

 

Больш.зал Ек.дворца. Пушкин 1941-42

• Вид Большого зала из Серебряной столовой: фото сделано до начала мая 1942 г.

• Пушкин. Екатерининский дворец. Фото 1941-1942 гг. с www.pastvu.com

 

• Плафон погиб в огне пожара.

 

Больш.зал Ек.дворца. Пушкин 1944

• Представители Чрезвычайной Государственной Комиссии осматривают разрушения Большого зала Екатерининского дворца в Царском селе.

• Фото 1944 г. с www.pastvu.com

 

Больш.зал Ек.дворца. Пушкин 1944

• Большой зал Екатерининского дворца в 1944 г.

• Фото из книги А.А. Кедринского «Летопись возрождения» (1971 г.)

 

• 1 февраля 1944 г. пожарная охрана пыталась спасти Екатерининский дворец в Пушкине: туда был направлен сводный отряд из десяти команд высокой квалификации. Горел второй этаж главного корпуса дворца, огонь перекинулся на Зубовский флигель.

• После отступления гитлеровцев дворец уже был разграблен и разбит: пытались спасти, что возможно. На озере установили насосы, протянули магистральные рукавные линии. Но когда температура достигла предела, балки деформировались - и рухнули два звена перекрытий вместе с боевым расчетом пушкинской 31-й команды: двоих извлекли из-под обломков с тяжёлыми ожогами. Только на третий день битва с огнём завершилась: был предотвращен подготовленный фашистами взрыв авиабомб и сохранена часть Зубовского флигеля. Первый этаж совершенно не пострадал2.

 

Больш.зал Ек.дворца. Пушкин 1944

• Большой зал Екатерининского дворца в 1944 г.

• Фото из публикации

 

Больш.зал Ек.дворца. Пушкин 1945

• А. Толстой в тронном зале Екатерининского дворца: 1945 г.

• Очевидцы вспоминали, что сквозь обгоревшие стропила перекрытий было видно небо с бегущими клочьями облаков. Спустя 30 лет, над Большим залом летела в небе богиня Победы - Ника с лавровым венцом в руках, а с возвышенности из облаков взирала на свои владения императрица Елизавета Петровна, аллегорически изображающая саму Россию, с её богатствами, успехами оружия, процветанием наук, искусств и ремёсел...

 

• В 1953-1954 гг. при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге бригадой Я.А.Казакова были обнаружены боковые части плафона Д. Валериани «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира»: внимание мастеров привлекли их грубо обрезанные края, из-за чего и возникло предположение, что эти живописные композиции когда-то были частью чего-то большего.

• После расчистки под вензелями Павла I был найден вензель Елизаветы. Дальнейшие научные изыскания подтвердили, что оба изображения являлись боковыми картинами огромного живописного плафона «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненного по эскизам Д. Валериани и украшавшего до 1783 г. потолок Большого зала Екатерининского дворца. В Михайловском замке было решено установить копии плафонов, а подлинные композиции вернуть на их историческое место.

• Благодаря этой находке было принято решение воссоздать плафон Большого зала в его первоначальном виде, и в 1960 г. архитектор А.А. Кедринский разработал проект воссоздания на основе найденных подлинников, а также архивных материалов и единственного сохранившегося плафона кисти Д Валериани «Похождения Телемаха» («Странствия Телемака») в Большом зале Строгановского дворца.

 

Плафон Больш.зала Ек.дворца. Проект Кедринского

• Архитектор А. Кедринский: проект воссоздания потолочного плафона Большого зала Екатерининского дворца.

• Из книги А.Н. Петрова «Пушкин. Дворцы и парки» (Л. Искусство, 1969 г.)

 

• Над плафоном работали художники-реставраторы под руководством Я.А. Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.

 

Больш.зал Ек.дворца. Работа над плафоном

• Бригада живописцев Я.А. Кедринского: работа над плафоном «Триумф России».

• Пушкин, Большой зал Екатерининского дворца. Фото 1970-х гг. из книги А.А. Кедринского «Летопись возрождения» (1971 г.)

 

• По воспоминаниям художника-реставратора Б.Н. Лебедева, особая сложность заключалась в том, что необходимо было добиться единой тональности воссоздаваемой центральной части плафона «Триумф России» с подлинными боковыми композициями.

Больш.зал Ек.дворца. Работа над плафоном

• Бригада живописцев Я.А. Кедринского: работа над плафоном «Триумф России».

• Пушкин, Большой зал Екатерининского дворца. Фото 1970-х гг. с www.kgiop.gov.spb.ru

 

• Огромная работа живописцев завершилась в 1976 г.

 

Плафон Больш.зала Ек.дворца. Пушкин

• Возрождённый плафон «Триумф России» в Большом зале.

• Пушкин, Екатерининский дворец. С сайта www.tsarselo.ru

 

Деталь плафона Больш.зала Ек.дворца. Пушкин Деталь плафона Больш.зала Ек.дворца. Пушкин

• Фрагменты плафона Большого зала Екатерининского дворца.

 

• Для посетителей зал открылся в 1980 г.

 

Больш. зала Ек. дворца. Пушкин

• Большой зал Екатерининского дворца.

 

▬▬▬▬

 

• Другие залы дворца на исторических фотографиях •

Янтарная комната Б.Царск.дворца 1859

• Янтарная комната Большого Царскосельского дворца в 1859 г.

• Фото Pierre-Ambrose Richebourg

 

Янтарная комната Б.Царск.дворца 1917

• Янтарная комната Большого Царскосельского дворца в 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917

 

Белая столовая Б.Царск.дворца 1917

• Белая столовая Большого Царскосельского дворца в 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Лионский зал Б.Царск.дворца 1859

• Лионский зал Большого Царскосельского дворца в 1859 г.

• Фото Pierre-Ambrose Richebourg

 

Лионский зал Б.Царск.дворца 1917

• Лионский зал Большого Царскосельского дворца в 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Синяя комната/Табакерка Б.Царск.дворца 1917

• Синяя комната/Табакерка Большого Царскосельского дворца в 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Зеркальный кабинет Б.Царск.дворца 1917

• Зеркальный кабинет в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.

• Любимый рабочий кабинет Екатерины II находился в Зубовском флигеле дворца. Интерьер в разное время формировали Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Жан Доминик Рашетт: стены и двери были в зеркалах, разделенных узкими майоликовыми рамами, потолок расписан фресками в стиле итальянского Возрождения.

• Не сохранился.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Опочивальня М.А. Б.Царск.дворца 1917

• Опочивальня Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Опочивальня Ек. 2 Б.Царск.дворца 1912

• Опочивальня Екатерины II в Большом Царскосельском дворце. 1912 г.

• Фото Н.Г.Матвеева из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912) с www.pastvu.com

 

Опочивальня Ек. 2 Б.Царск.дворца 1917

• Опочивальня Екатерины II в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.

• Спроектирована и отделана Чарльзом Камероном. В оформлении было примено стекло двух видов: молочно-белое для отделки стен и потолков и фиолетовое для колонн. Опочивальня была одним из любимых помещений императрицы: сюда ей приносили крепкий кофе и тарелочку с гренками; здесь она разбирала бумаги, писала письма, читала, кормила гренками любимых левреток.

• Личные апартаменты Екатерины II погибли в годы Великой Отечественной войны и до настоящего времени не восстановлены.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Арабесковый зал Б.Царск.дворца 1917

• Арабесковый зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Арабесковый зал Б.Царск.дворца 1917

• Арабесковый зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Арабесковый зал Б.Царск.дворца 1944

• Разрушенный Арабесковый зал Екатерининского дворца. 1944г.

• Фото из архива ГМЗ «Царское Село» с www.pastvu.com

 

Третья Антикамера Б.Царск.дворца 1917

• Третья Антикамера Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Третья Антикамера Екатер.дворца 1944

• Третья Антикамера Екатерининского дворца после пожара. 1944 г.

• Фото из архива ГМЗ «Царское Село» с www.pastvu.com

 

Азиатская комната Б.Царск.дворца 1917

• Азиатская комната Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• В Азиатскую комнату была переделана Малиновая гостиная в 1851 г.

• Комната входила в личные апартаменты Александра II, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, к которым относились также Передняя, Приёмная, Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Кабинет, Туалетная (или Уборная), Камердинерская, Гардеробная. Интерьеры не отличались изысканностью отделки: известно, что с 1841 по 1881 гг. вид комнат не менялся. Историк С. Вильчковский писал: «Вся эта половина представляет из себя ряд не особенно больших, сравнительно низких комнат, отличающихся чрезвычайно простой отделкой. Окна комнат выходят все в Собственный садик. Комнаты этой половины находятся на уровне земли. Единственную их роскошь представляет убранство так называемой «Азиатской» комнаты. Отделка комнат и украшения их произведены по указаниям самого Императора Александра II, свидетельствуя о скромности его личных привычек...»

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Китайский зал Б.Царск.дворца 1917

• Китайский зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Китайский зал Б.Царск.дворца 1917

• Китайский зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com

 

Зелёная гостиная Б.Царск.дворца 1917

• Зелёная гостиная Большого Царскосельского дворца. 1917 г.

• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917

▬▬▬▬

 

• Примечания •

 

 

 

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

 

© Википедия: «Большой Екатерининский дворец» •

 

© Статья «Екатерининский дворец. Большой зал» на www.tsarselo.ru •

 

© Сайт «Лоцман путешествий» •

 

 

 

• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •

 

Главная