• Большой Екатерининский дворец •
• История дворца •
• Первый скромный дворец для Екатерины I был возведён в 1718-1724 гг. архитектором И. Браунштейном. Во дворце, известным как «каменные палаты», было всего 16 комнат. Вокруг дворца был разбит регулярный сад (будущие Верхний и Нижний сад Екатерининского парка), устроен Зверинец (позже - Александровский парк).
• Большой Царскосельский дворец в 1859 г.
• Фото Pierre-Ambrose Richebourg
• Большой Царскосельский дворец: фасад со стороны двора в 1912 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912)
• Большой Царскосельский дворец. 1912 г.
• Фото из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912)
• В 1744 г. к перепланировке дворца был привлечен молодой архитектор А. Квасов: здание было надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями, располагавшимися по его бокам.
• В 1752 г. по приказу Елизаветы Петровны началась коренная переделка дворца под руководством Ф.Б. Растрелли, который поднял галереи до уровня корпусов и с необыкновенным богатством и пышностью декорировал фасады в стиле барокко: на золочение украшений пошло около 100 кг червонного золота.
• С неменьшим великолепием Растрелли украсил и интерьеры дворца: внутренние апартаменты расположенные анфиладой на втором этаже дворца во всю его длину, получили название «Золотой анфилады».
• Анфилада Большого Царскосельского дворца в 1859 г.
• Фото Pierre-Ambrose Richebourg
• При Екатерине II, третьей владелице дворца, часть интерьеров была выполнена в классическом стиле по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона.
• В 1817 г. несколько апартаментов создаются архитектором В. Стасовым для Александра I.
• Последним штрихом в строительстве и отделке Екатерининского дворца стала Парадная лестница в стиле рококо, созданная в 1863 г. русским архитектором И. Монигетти.
• После революции 1917 г. дворец был национализирован, а в годы Великой Отечественной войны разрушен немцами.
• Опись имущества в Екатерининском дворце.
• Каталогизация и упаковка вещей для отправки из Екатерининского дворца в Царском селе после высылки царской семьи, октябрь 1917 г.
• Фото из книги «Фаберже – придворный ювелир» (фон Габсбург Геза, Лопато Марина - Государственный Эрмитаж, СПб и Фонд искусства Фаберже, СПб-Вашингтон, 1993)
• ▬▬▬▬ •
• Большой зал •
• Большой зал или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, - самое большое парадное помещение Екатерининского дворца (более 800 м2), был создан по проекту Ф.Б. Растрелли (1752-1756 гг.) и предназначался для проведения приёмов, торжеств, балов и маскарадов.
• Большой зал Большого Царскосельского дворца в 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917
• Его окна выходят на обе его стороны Екатерининского дворца: дневной свет играет на позолоте барочного декора, а вечером вспыхивают 696 светильников, обрамляющих зеркала. Зеркала и плафон, окруженный живописной колоннадой, создают иллюзию безграничного пространства.
• Вот как вспоминал Большой зал граф С.Д. Шереметев: «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала. (1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть...»1
• Большой зал Екатерининского дворца в 1859 г.
• Фото Pierre-Ambrose Richebourg
• Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 гг. по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора. Плафон состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».
• В 1790-х гг. из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 гг. художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия», прославляющую достижения современной им России.
• В годы войны дворец сильно пострадал, был разграблен гитлеровцами.
• Вид Большого зала из Серебряной столовой: фото сделано до начала мая 1942 г.
• Пушкин. Екатерининский дворец. Фото 1941-1942 гг. с www.pastvu.com
• Плафон погиб в огне пожара.
• Представители Чрезвычайной Государственной Комиссии осматривают разрушения Большого зала Екатерининского дворца в Царском селе.
• Фото 1944 г. с www.pastvu.com
• Большой зал Екатерининского дворца в 1944 г.
• Фото из книги А.А. Кедринского «Летопись возрождения» (1971 г.)
• 1 февраля 1944 г. пожарная охрана пыталась спасти Екатерининский дворец в Пушкине: туда был направлен сводный отряд из десяти команд высокой квалификации. Горел второй этаж главного корпуса дворца, огонь перекинулся на Зубовский флигель.
• После отступления гитлеровцев дворец уже был разграблен и разбит: пытались спасти, что возможно. На озере установили насосы, протянули магистральные рукавные линии. Но когда температура достигла предела, балки деформировались - и рухнули два звена перекрытий вместе с боевым расчетом пушкинской 31-й команды: двоих извлекли из-под обломков с тяжёлыми ожогами. Только на третий день битва с огнём завершилась: был предотвращен подготовленный фашистами взрыв авиабомб и сохранена часть Зубовского флигеля. Первый этаж совершенно не пострадал2.
• Большой зал Екатерининского дворца в 1944 г.
• Фото из публикации
• А. Толстой в тронном зале Екатерининского дворца: 1945 г.
• Очевидцы вспоминали, что сквозь обгоревшие стропила перекрытий было видно небо с бегущими клочьями облаков. Спустя 30 лет, над Большим залом летела в небе богиня Победы - Ника с лавровым венцом в руках, а с возвышенности из облаков взирала на свои владения императрица Елизавета Петровна, аллегорически изображающая саму Россию, с её богатствами, успехами оружия, процветанием наук, искусств и ремёсел...
• В 1953-1954 гг. при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге бригадой Я.А.Казакова были обнаружены боковые части плафона Д. Валериани «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира»: внимание мастеров привлекли их грубо обрезанные края, из-за чего и возникло предположение, что эти живописные композиции когда-то были частью чего-то большего.
• После расчистки под вензелями Павла I был найден вензель Елизаветы. Дальнейшие научные изыскания подтвердили, что оба изображения являлись боковыми картинами огромного живописного плафона «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненного по эскизам Д. Валериани и украшавшего до 1783 г. потолок Большого зала Екатерининского дворца. В Михайловском замке было решено установить копии плафонов, а подлинные композиции вернуть на их историческое место.
• Благодаря этой находке было принято решение воссоздать плафон Большого зала в его первоначальном виде, и в 1960 г. архитектор А.А. Кедринский разработал проект воссоздания на основе найденных подлинников, а также архивных материалов и единственного сохранившегося плафона кисти Д Валериани «Похождения Телемаха» («Странствия Телемака») в Большом зале Строгановского дворца.
• Архитектор А. Кедринский: проект воссоздания потолочного плафона Большого зала Екатерининского дворца.
• Из книги А.Н. Петрова «Пушкин. Дворцы и парки» (Л. Искусство, 1969 г.)
• Над плафоном работали художники-реставраторы под руководством Я.А. Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.
• Бригада живописцев Я.А. Кедринского: работа над плафоном «Триумф России».
• Пушкин, Большой зал Екатерининского дворца. Фото 1970-х гг. из книги А.А. Кедринского «Летопись возрождения» (1971 г.)
• По воспоминаниям художника-реставратора Б.Н. Лебедева, особая сложность заключалась в том, что необходимо было добиться единой тональности воссоздаваемой центральной части плафона «Триумф России» с подлинными боковыми композициями.
• Бригада живописцев Я.А. Кедринского: работа над плафоном «Триумф России».
• Пушкин, Большой зал Екатерининского дворца. Фото 1970-х гг. с www.kgiop.gov.spb.ru
• Огромная работа живописцев завершилась в 1976 г.
• Возрождённый плафон «Триумф России» в Большом зале.
• Пушкин, Екатерининский дворец. С сайта www.tsarselo.ru
• Фрагменты плафона Большого зала Екатерининского дворца.
• Для посетителей зал открылся в 1980 г.
• Большой зал Екатерининского дворца.
• ▬▬▬▬ •
• Другие залы дворца на исторических фотографиях •
• Янтарная комната Большого Царскосельского дворца в 1859 г.
• Фото Pierre-Ambrose Richebourg
• Янтарная комната Большого Царскосельского дворца в 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917
• Белая столовая Большого Царскосельского дворца в 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Лионский зал Большого Царскосельского дворца в 1859 г.
• Фото Pierre-Ambrose Richebourg
• Лионский зал Большого Царскосельского дворца в 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Синяя комната/Табакерка Большого Царскосельского дворца в 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Зеркальный кабинет в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.
• Любимый рабочий кабинет Екатерины II находился в Зубовском флигеле дворца. Интерьер в разное время формировали Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Жан Доминик Рашетт: стены и двери были в зеркалах, разделенных узкими майоликовыми рамами, потолок расписан фресками в стиле итальянского Возрождения.
• Не сохранился.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Опочивальня Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Опочивальня Екатерины II в Большом Царскосельском дворце. 1912 г.
• Фото Н.Г.Матвеева из «Исторической панорамы Санкт-Петербурга и его окрестностей», Часть 7: «Царское село» (1912) с www.pastvu.com
• Опочивальня Екатерины II в Большом Царскосельском дворце. 1917 г.
• Спроектирована и отделана Чарльзом Камероном. В оформлении было примено стекло двух видов: молочно-белое для отделки стен и потолков и фиолетовое для колонн. Опочивальня была одним из любимых помещений императрицы: сюда ей приносили крепкий кофе и тарелочку с гренками; здесь она разбирала бумаги, писала письма, читала, кормила гренками любимых левреток.
• Личные апартаменты Екатерины II погибли в годы Великой Отечественной войны и до настоящего времени не восстановлены.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Арабесковый зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Арабесковый зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Разрушенный Арабесковый зал Екатерининского дворца. 1944г.
• Фото из архива ГМЗ «Царское Село» с www.pastvu.com
• Третья Антикамера Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Третья Антикамера Екатерининского дворца после пожара. 1944 г.
• Фото из архива ГМЗ «Царское Село» с www.pastvu.com
• Азиатская комната Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• В Азиатскую комнату была переделана Малиновая гостиная в 1851 г.
• Комната входила в личные апартаменты Александра II, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, к которым относились также Передняя, Приёмная, Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Кабинет, Туалетная (или Уборная), Камердинерская, Гардеробная. Интерьеры не отличались изысканностью отделки: известно, что с 1841 по 1881 гг. вид комнат не менялся. Историк С. Вильчковский писал: «Вся эта половина представляет из себя ряд не особенно больших, сравнительно низких комнат, отличающихся чрезвычайно простой отделкой. Окна комнат выходят все в Собственный садик. Комнаты этой половины находятся на уровне земли. Единственную их роскошь представляет убранство так называемой «Азиатской» комнаты. Отделка комнат и украшения их произведены по указаниям самого Императора Александра II, свидетельствуя о скромности его личных привычек...»
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Китайский зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Китайский зал Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917, с www.pastvu.com
• Зелёная гостиная Большого Царскосельского дворца. 1917 г.
• Из подборки Автохромные фотографии интерьеров царскосельских дворцов, сделанные фотографом Андреем Зеестом, 1917
• ▬▬▬▬ •
• Примечания •
1 Википедия: «Большой Екатерининский дворец»
2 М. Литвинова «Самые большие пожары в годы блокады»
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Википедия: «Большой Екатерининский дворец» •
© Статья «Екатерининский дворец. Большой зал» на www.tsarselo.ru •
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •