• Павильон Катальной_горки •
• Павильон является частью архитектурного ансамбля Катальной горки (1762-1774 гг., архитектор А. Ринальди).
• Проект павильона Катальной горки.
• Лист из альбома гравировальных чертежей архитектора А. Ринальди.
• Нежно-голубой снаружи, внутри павильон пронизан светом, с его галереи и террасы открывается прекрасный вид на парк и залив.
• Ломоносов. Павильон Катальной горки • Фото www.spb-guide.ru
• Катальная гора была задумана для летних развлечений, она начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 метров и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой, общей длиной 532 метра.
• Особенностью Катальной горки Ораниенбаума была тысячеколонная каменная колоннада вдоль горки – в виде двух галерей, смыкавшимися в полуовальный портал.
• Катальная гора. Фрагмент аксонометрического плана П.-А. де Сент-Илера (1774–1779 гг.)1
• Для катания с горы использовались фигурные позолоченные санки-коляски, которые двигались по врезным колеям деревянной трассы: обратно их втягивали по боковым колеям. Образцом для них послужила механическая колясочка изобретателя А.К. Нартова, созданная в 1740 г. для Катальной горки в Царском Селе.
• Санки-коляски • С www.citywalls.ru
• С перекрытий галерей, устроенных в виде открытых террас, можно было наблюдать за катаньем.
• Ораниенбаум. Катальная горка • Иллюстрация из книги М.И.Пыляева
• В «Биографии герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого, написанной полковником Скуратовым» читаем: «При Императрице Елизавете была начата постройка Катальной горы, которая была окончена в 1762 г., построена графом Растрелли. Она представляет павильон или круглую, четырехъярусную башню в десять саженей вышиною, к которой с трех сторон примыкают квадратные трехэтажные выступы, от выступа на севере на полверсты тянулся отлогий скат. По обеим сторонам ската устроена крытая колоннада тосканского ордена. Верх павильона имел конусообразный купол, крытый жестью с позолоченным на нем яблоком. Павильон с выступами образует трехэтажный домик, где Императрица Екатерина II часто проводила время со своим блестящим Двором. Эта величественная колоннада с годами разрушилась. В 1817 году Император Александр I приказал выдать 50 тысяч рублей на ремонт. Несколько колясочек, которые имели вид древних колесниц, гондол и т.д. и которые служили для катанья, Император Александр подарил графу Аракчееву, которые еще в 1890-х годах были в Грузино...»
• Ораниенбаум. Катальная горка • Из «Биографии герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого, написанной полковником Скуратовым»
• Павильон был прекрасно отделан внутри. Круглый зал, Фарфоровый и Белый кабинеты павильона Катальной горки являются высоким образцом синтеза искусств – они украшены росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров XVIII века.
• Уникален пол искусственного мрамора изысканной цветовой гаммы. С помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы многообразные узоры и сложные рисунки.
• Настенные украшения из фарфора для убранства Фарфорового кабинета, аллегорически прославляющие победу русского флота в Чесменском сражении, были выполнены в Саксонии, на Мейсенском заводе (1772-1775 гг.)
• Гигантское сооружение, своим масштабом вызывавшее сравнение с постройками античности, просуществовало недолго. Быстрее всего обветшала и была снята деревянная золоченая скульптура, украшавшая павильон и венчавшая его купол.
• В 1801 г. из-за трещин в стенах катание было запрещено, и опустевшая гора постепенно ветшала. К 60-м годам XIX века колоннады были уже полностью разобраны. В пейзаже парка остался лишь павильон. Его южный фасад в 1863 г. был декорирован колоннами по аналогии с остальными фасадами архитектором А.А. Юркевичем.
• Ф. Копаллик «Прогулка перед замком (дворцом)» (1898 г.)
• Ораниенбаум. Павильон Катальной горки в 1930 г. • С www.pastvu.com
• ▬▬▬▬ •
• В годы Второй Мировой войны павильон Катальной горки получил серьезные повреждения. Полностью были разрушены балюстрады, не осталось ни одной вазы, во внутренних помещениях отсутствовали двери и существенные части декора.
• Павильон Катальной горки, пострадавший от обстрелов • 1941–1945 гг.
• Круглый зал павильона Катальной горки: юго-западная часть интерьера - состояние до реставрации. Фото 1953 г. ГМЗ «Петергоф»1
• Однако главная ценность павильона — полы из искусственного мрамора на втором этаже, аналогов которым в России не существует, дошли до наших дней без значительных утрат1.
• Круглый зал павильона Катальной горки. Архитектурный обмер пола из искусственного мрамора. Состояние до реставрации 1953 г. ГМЗ «Петергоф»1
• Фарфоровый кабинет также очень сильно пострадал. Было отбито большинство полочек-консолей, на которых раньше размещались фарфоровые группы, перекрытие потолка во многих местах было прострелено пулями, живопись плафона шелушилась и осыпалась. Полностью был утрачен живописный пол1.
• Ломоносов. Павильон Катальной горки в лесах.
• По проекту архитектора-реставратора Михаила Михайловича Плотникова, основанному на тщательном изучении здания, была произведена его капитальная реставрация. Опытные мастера-реставраторы привели в порядок фасады, восполнили утраты архитектурных деталей и сделали заново на основе рисунков Ринальди балюстрады и декоративные вазы.
• Художник А.В. Трескин в Круглом зале реставрировал картины С. Торелли «Нептун» и «Наяда на дельфине», воссоздал давно утраченное полотно «Амфитрита», взамен исчезнувшего оригинала Торелли.
• Орнаментальные росписи С. Бароцци в Круглом зале и Фарфоровом кабинете восстанавливали художники А.Н. Виноградов, А.А. Бобылев, В.П. Окорочков. Скульпторы В. Строгий и Г. Михайлов воссоздали недостающие гипсовые фигурки обезьян и амуров и реставрировали сохранившиеся фигурные консоли.
• Был возвращен прежний вид единственным в России полам из искусственного мрамора. Полы Круглого зала и Белого кабинета были реставрированы, а утраченный пол Фарфорового кабинета воссоздан и расписан художником Леонидом Александровичем Любимовым по рисунку М.М. Плотникова: при воссоздании в качестве основы для проекта послужило словесное описание рисунка пола1.
• В 1959 г. павильон Катальной горки стал историко-художественным музеем.
• Примечания •
1 Е.А. Макашова, Т.С. Сясина, Е.М. Григорович «Иконографический материал как основополагающий источник в создании концепции музеефикации Павильона Катальной горки» – сборник статей «A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте»: по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 2017 г. – стр. 120
• Трансляция фотографий и сетевые источники •
© Сайт «Пригороды Санкт-Петербурга» •
© Сайт «Википедия» – «Ломоносов» •
• Авторы, с которыми нам не удалось связаться и несогласные с размещением их фотографий на сайте, могут написать на наш мейл и фото будут удалены. •